Прокуратура района разъясняет положения законодательства по вопросу взимания дополнительной родительской платы образовательными организациями (школами)

Общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных, муниципальных образовательных учреждениях в соответствии со ст. 43 Конституции Российской Федерации гарантируется государством.
Вместе с тем согласно требованиям п. 7 ст. 66 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон № 273-ФЗ) образовательные организации, реализующие образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, имеют право оказывать дополнительные платные услуги, такие как осуществление присмотра и ухода за детьми в группах продленного дня.
Согласно ст. 29 закона № 273-ФЗ, письма Минобрнауки РФ от 24.09.2014 № 08-1346 «О направлении методических рекомендаций по нормативно-правовому регулированию предоставления услуги по присмотру и уходу за детьми в группах продленного дня» информация о размере платы за группы продленного дня в течение 10 дней после его утверждения размещается на сайте школы. При этом в расчет родительской платы не включаются расходы на реализацию основной образовательной программы, содержание и ремонт учебного заведения.
В соответствии с требованиями ст.ст. 9, 41 Федерального закона № 273-ФЗ обеспечение безопасности учащихся во время пребывания в школе в соответствии с нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье учащихся, является обязанностью школ и органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, уполномоченных на решение вопросов местного значения в сфере образования. Размещение поста охраны в здании школы, установка и функционирование охранных и пожарных сигнализаций, видеонаблюдения финансируются из муниципального бюджета.
Взимание с родителей дополнительной платы, в том числе на цели охраны школы, может осуществляться исключительно на добровольных началах в рамках Федерального закона № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях». При этом установление размера платы, периодичности внесения платы в договорах на пожертвование, квитанциях на оплату является нарушением принципа добровольности оказания финансовой помощи школе.
Следует учесть, что недопуск учащегося в отсутствие карты школьника, сменной обуви или школьной формы является нарушением конституционного права учащегося на общедоступность образования, предусмотренного ст. 43 Конституции Российской Федерации.