Библиотека законодательства от 30.09.2021

Плату за КР на СОИ нужно будет считать по-новому

Минстрой меняет порядок расчета платы за коммунальные ресурсы на содержании общего имущества. Изменения прописали в Правила 491, 354, а также в Правила заключения договоров с РСО. Соответствующий проект постановления опубликован на портале проектов НПА.
В частности, проект обязывает рассчитывать КР на СОИ в МКД, который оборудован:
  • ОДПУ – по нормативу потребления с корректировкой по показаниям ОДПУ;
  • автоматизированной информационно-измерительной системой учета – исходя из показаний такой системы.
Авторы проекта включили в расходы на содержание общего имущества расходы на снятие показаний приборов учета, выставление платежек за ЖКУ, содержание информационных систем для сбора, обработки и хранение данных о платежах, истребование долгов.
Также прописали, как определить величину перерасчета платы за коммунальные ресурсы на ОДН и среднемесячный объем таких ресурсов. Уточнили порядок расчета объемов и платы между управляющими и РСО за ОДН.
Источник: Федеральный портал проектов нормативных правовых актов.
© Материал из Справочной системы «Управление многоквартирным домом».
Подробнее: https://vip.1umd.ru/#/document/184/62591/dfasadhrol/?of=copy-d0a8a2b957
Должников могут лишить загранпаспортов
Правительство предложило изымать загранпаспорта у неплательщиков. Мера должна заработать с 2022 года и дополнить уже существующие ограничения на выезд из страны для должников. Законопроект с соответствующими изменениями подготовили. Госдума рассмотрит его в осеннюю сессию.
Законопроект предусматривает забирать загранпаспорта у граждан, которым ограничили выезд из страны за неисполнение решения суда. Для должников за ЖКУ такая мера работает, если они задолжали более 30 тыс. руб. После того как орган власти принял решение запретить выезд должнику, он обязан проинформировать его об этом. Сообщить должны под роспись либо направить уведомление – не позднее дня, следующего за днем принятия решения. С этого момента в течение пяти дней должник обязан будет передать свой загранпаспорт в орган миграции.
Источник: собственная информация.
© Материал из Справочной системы «Управление многоквартирным домом».
Подробнее: https://vip.1umd.ru/#/document/184/62573/dfass6qndp/?of=copy-618e6f2082
Упрощение лицензирования с 1 марта 2022 года: правительство опубликовало подзаконные изменения
1 марта 2022 года вступит в силу ряд законодательных поправок, которые упростят получение лицензий и работу с ними. В связи с этим правительство утвердило некоторые изменения своих актов о лицензировании. Они во многом дублируют положения закона, но есть и новшества.
Так, бизнес обяжут вносить в реестры лицензий сведения о новом номере телефона или адресе электронной почты в течение 15 рабочих дней со дня изменения прежних контактных данных. Это можно будет сделать, например, через Госуслуги.
Через тот же портал разрешат уведомлять лицензирующие органы субъектов РФ, где компания или ИП хочет работать по лицензии, которую выдал орган другого региона. Будут и другие способы подачи уведомления.
Кроме того, правительство утвердило положения о едином реестре учета лицензий. Общедоступные сведения из него станут размещать на сайте реестра. Ознакомиться с ними можно будет бесплатно. Адрес сайта определит Минэкономразвития.
В реестр войдут:
— перечень лицензируемых видов деятельности с указанием ряда данных (ключевых словархивных записей и пр.);
— сведения о лицензирующих органах, их территориальных подразделениях (наименование, руководство и пр.);
— информация по вопросам ведения этих видов деятельности (срок действия лицензии, перечень грубых нарушений и пр.).
Сейчас подобного реестра нет.
Правительство предусмотрело и другие изменения.
Документ: Постановление Правительства РФ от 14.09.2021 N 1559
Упрощенный порядок установления инвалидности продлен до 1 марта 2022 года
До 1 марта следующего года продлен срок действия Временного порядка признания лица инвалидом, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16 октября 2020 г. № 1697. Ранее этот срок уже продлевался и должен был истечь 1 октября 2021 года.
Напомним, что Временным порядком предусмотрено автоматическое продление ранее установленной инвалидности на последующие 6 месяцев, а также проведение медико-социальной экспертизы граждан в целях установления инвалидности впервые исключительно в заочной форме (без личного участия).
Кроме того, рассматриваемым постановлением Правительства РФ также в очередной раз продлен до 1 марта 2022 г. срок действия Временного порядка установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профзаболеваний. Этот документ предполагает заочное освидетельствование граждан в учреждениях медико-социальной экспертизы, а также продление на 6 месяцев ранее установленных процентов утраты профессиональной трудоспособности при наступлении срока переосвидетельствования.
ВС РФ: если правопреемнику дольщика не передали квартиру в срок, неустойку заплатит застройщик
Общество (застройщик) обязалось оплатить услуги генподрядчика частью жилых помещений в строящемся доме. Они заключили договор участия в долевом строительстве.
Позже генподрядчик по договору цессии передал гражданке право требовать от общества квартиру. В ходе банкротства первого за цессионарием признали право собственности на одну из квартир. Поскольку стройка затянулась, гражданка в суде потребовала от застройщика в том числе выплатить неустойку за нарушение сроков.
Первая инстанция иск удовлетворила частично. Размер неустойки снизили по ст. 333 ГК РФ.
Апелляция и кассация отказали. Общество — ненадлежащий ответчик. Обязанность передать квартиру гражданке признали за генподрядчиком в деле о банкротстве.
ВС РФ с этим не согласился. Общество как лицо, которое привлекало деньги дольщиков, обязано передать им построенные объекты в срок. Именно оно получало разрешение на ввод дома в эксплуатацию. Застройщика не меняли.
Кроме того, еще до решения первой инстанции односторонний отказ общества от договора с генподрядчиком признали незаконным. Права последнего, которые он передал гражданке, восстановили.
Документ: Определение ВС РФ от 17.08.2021 N 31-КГ21-9-К6, 2-2162/2020.

Как составить акт после затопления помещения

После того как помещение затопило, управляющая МКД организация по просьбе собственника должна составить акт. Чтобы взыскать ущерб, который принес потоп, акт необходимо составить с соблюдением некоторых правил. Редакция справочной системы «Управление МКД» подготовила подробную инструкцию, как составить и подписать акт.

В каких случаях нужно составлять акт

Составляйте акт в случае затопления любого из помещений в МКД.

Акт о затоплении – это официальный документ, который подтверждает факт аварийной ситуации. Такой акт фиксирует какое помещение затоплено, по какой причине, а также перечень имущества, которому причинили ущерб.

С помощью акта вы сможете подтвердить:

  • факт затопления;
  • причину затопления;
  • ущерб имуществу;
  • факт, того что затопление зафиксировано представителями управляющей организации и свидетелями;
  • вину лица, если он ее признал.

Внимание

Акт о затоплении не определяет стоимость возмещения ущерба

Акт о затоплении фиксирует только перечень имущества, которому причинили ущерб. Оценить сумму убытков может страховая организация или эксперт в своем заключении

В какой срок составить акт

УО, ТСЖ, ЖСК и ЖК должны составить акт в течение 12 часов, после того, как собственник обратился с заявлением (пункт 152 постановления № 354). Образец такого заявления мы показали на рисунке 1.

Рисунок 1. Образец заявления собственника о составлении акта затоплении

Скачать

Составить акт о затоплении можно в два этапа. 

На первом этапе любой из сотрудников УО, ТСЖ или ЖСК может составить первичный акт осмотра после затоплении. Такой акт поможет своевременно зафиксировать факт затопления и убытки до созыва комиссии, а также меры которые приняли для устранения протечки. Составить акт сотрудник управляющей МКД организации может сразу после обращения собственника.

Первичный акт о затоплении – это необязательный этап. Такой акт похож на простой акт осмотра.

Рисунок 2. Образец первичного акта осмотра о затоплении или протечки в помещении

Скачать

Основной акт о затоплении  управляющая МКД организация должна оформить после первичного. Такой акт нужно оформить обязательно. 

Состав сведений, которые сотрудник укажет в первичном акте, отличается от основного. Мы сравнили два акта в таблице 1.

Таблица 1. Отличия первичного и основного акта затопления помещения

Отличия Акт первичного осмотра после затопления Акт о затоплении
Что фиксируют в акте ·         первичное состояние помещения;

·         причину затопления;

·         меры, которые приняты для устранения протечки;

·         срок в который будет созвана комиссия для составления основного акта.

·         состояние помещения;

·         причину затопления;

·         перечень имущества, которое пострадало;

·         устанавливает виновное лицо.

Что подтверждает акт ·         факт затопления ·         факт аварийной ситуации

·         вину ответственного лица

·         объем ущерба

Кто может составить Сотрудник УО, ТСЖ, ЖСК Комиссия

В следующем разделе рекомендации мы расскажем, кто подписывает акт о затоплении в разных аварийных случаях.

Кто составляет акт

Акт о затоплении составляет комиссия. Состав лиц, которые входят в комиссию, зависит от аварийной ситуации.

Есть три типа аварийной ситуации:

  • затопление с кровли;
  • затопление от соседей;
  • затопление внутри самой квартиры.

В таблице мы показали кто оформляет акт в разных аварийных ситуаций.

Таблица 2. Кто и в каких случаях оформляет акт затопления

Аварийный случай Кто виноват Кто пострадал Кто составляет акт
Затопление с кровли УО, ТСЖ или ЖСК Собственник помещения Комиссия
Затопление от соседей
·         течь после запирающего устройства Собственник соседней квартиры Собственник помещения Комиссия
·         течь перед запирающим устройством, на участке общего имущества УО, ТСЖ или ЖСК Собственник помещения Комиссия
Затопление внутри квартиры Собственник квартиры, в которой образовалась течь Собственник квартиры Никто.

Собственник жилья покрывает все расходы на ремонт самостоятельно.

В состав комиссии входят:

  • пострадавший – собственник квартиры, которую залили;
  • виновник – определяется, исходя из обстоятельств появления аварии;
  • организация, которая управляет МКД – УО, ТСЖ или ЖСК.

Очевидцы аварии в состав комиссии не входят, но должны присутствовать при подписании акта. Особенно это важно для случаев, когда виновник аварии не признает вину. 

Какие сведения включить в акт

В акте о затоплении укажите 4 вида сведений:

  • состав комиссии;
  • обстоятельства, которые установлены при осмотре;
  • объем ущерба;
  • подписи сторон.

Если часть сведений УО, ТСЖ или ЖСК не укажет, то акт могут признать недействительным.

На рисунке 3 мы показали, в каком порядке и как правильно указать все сведения в акте.

Рисунок 3. Сведения, которые необходимо указать в акте о затоплении

Укажите в акте адрес помещения, которое было затоплено.

Укажите дату составления акта о затоплении. Помните, что основной акт нужно составить в течение 12 часов, после того как поступило заявление собственника.

Укажите всех членов комиссии.

Подробно укажите в акте все обстоятельства затопления. Опешите характер повреждений и сделайте вывод о причинах, которые привели к аварийной ситуации.

Подробно опишите объем повреждений. Помните, что комиссия не может оценивать имущественный ущерб в денежном выражении. Это делает страховая организация или эксперт.

Внесите сведения о первичном акте осмотра, если он был ранее составлен.

Если в затоплении виновен собственник соседней квартиры, укажите признает ли он вину.

Комиссия должна составить акт в трех экземплярах:

Скачать

Для того чтобы оформить факт затопления в помещениям МКД, воспользуйтесь следующими шаблонами:

Кто и как подписывает акт

Акт о затоплении подписывает комиссия, которая состоит из:

  • представителей УО, ТСЖ, или ЖСК;
  • пострадавшего;
  • виновника.

Состав лиц, которые будут подписывать акт зависит от аварийного случая. Рассмотрим эти случаи подробнее:

  1. Квартиру собственника затопило с крыши

Если помещение собственника затопило с кровли, акт будет подписывать комиссия. В ее состав войдут сам собственник и представители управляющей МКД организации.

  1. Квартиру собственника затопил другой собственник

В случае, когда в затоплении помещения виновен сосед, подписывать акт будут сразу три стороны. В состав комиссии войдут представители УО, ТСЖ или ЖСК, а также собственник, который пострадал и виновник.

  1. Квартиру собственника затопило внутри (течь образовалась после запорного крана)

В данном случае акт составлять не обязательно, однако, лучше это сделать по просьбе собственника, если он к вам обратился.

Присутствие сотрудников управляющей МКД организации в данном случае обязательно. Это поможет правильно оформить результаты первичного и основного актов. Кроме того, личное присутствие сотрудников поможет правильно определить зону ответственности.

На рисунке 4 мы показали как подписать акт о затоплении, если его составляет комиссия.

Рисунок 4. Образец подписи акта о затоплении

Какие ждут риски, если составить акт с нарушениями или не составить его совсем

Если акт был оформлен неправильно или с нарушением в содержании, то управляющая МКД организация может стать ответчиком в суде, понести убытки, а также получить административное наказание.

Мы разобрали несколько случаев, в которых отсутствие акта или неправильное его оформление приведет к негативным последствиям:

  1. УО, ТСЖ или ЖСК могут стать ответчиками в суде по делу о затоплении

Управляющая МКД организация может стать ответчиком в суде, если акт составлен неправильно или вовсе отсутствует. Это связано с тем, что суды трактуют факт затопления как ненадлежащее обслуживание общего имущества, за которое отвечает управляющий.

Чтобы суд понял истинную причину затопления, подробно описывайте аварийную ситуацию в акте. Помните, что в акте необходимо указать, в чьей зоне ответственности находится труба или стояк.

Если акт и вовсе не был составлен, доказывайте свою правоту в суде.

Пример

Управляющая организация не составила акт, но доказала в суде, что затопление произошло не по ее вине.

Собственник помещения подал в суд иск на УО и просил взыскать имущественный ущерб в результате затопления. В иске житель объяснил, что течь произошла на стояке ГВС, который находится в зоне ответственности управляющей.

В процессе рассмотрения дела суд установил, что УО не составила акт о затоплении. Течь образовалась сверху, но установить, кто виноват, в отсутствие акта стало невозможным.

Представитель управляющей организации утверждал, что в затоплении виноват собственник сверху, и заявил о проведении экспертизы. Эксперт подтвердил, что течь образовалась с квартиры сверху. Труба, на участке которой произошел прорыв, находится в зоне ответственности собственника квартиры сверху.

В судебном заседании суд привлек в качестве ответчика соседа сверху, а УО перевел в статус третьего лица. В своем решении суд указал, что возместить имущественный ущерб в результате затопления должен собственник сверху (решение Октябрьского районного суда г. Омска от 29.09.2019 по делу № 2-2185/2019).

  1. УО, ТСЖ или ЖСК могут привлечь к административной ответственности

Если вовремя не составить акт о затоплении, управляющую МКД организацию могут привлечь к административной ответственности. Поводом может стать ненадлежащее содержание общего имущества.

При проверке госорган может посчитать что затопление произошло по вине УО, ТСЖ или ЖСК. Однако бывают ситуации, когда управляющая организация не виновата, но не зафиксировала этот факт своевременно.

Пример

УО не доказала, что затопление в подвальном помещении не всегда происходит по вине управляющей

Собственник МКД обратился в прокуратуру с жалобой на обслуживание общего имущества. В ходе проверки госорган установил, что в подвальном помещении МКД возникла течь и, как следствие, в подвале стояла вода. Генерального директора УО привлекли к ответственности по части 2 статьи 14.1.3 КоАП и назначили наказание в виде штрафа.

Директор УО с наказанием не согласилась и отправил жалобу в суд. В ходе судебного заседания представитель управляющей рассказал, что течь в подвале произошла по вине собственника нежилого помещения. Житель перестроил конструкции водоотведения, и через некоторое время труба лопнула.

Суд запросил в управляющей МКД организации документы, которые подтверждают факт того, что в затоплении виноват житель. Однако таких документов не оказалось. Все дело в том, что УО вовремя не составила акт о затоплении, а также не зафиксировала изменения конструкции водоотведения.  

Поскольку доказательства того, что УО невиновна в затоплении, отсутствовали, суд принял решение в сторону прокуратуры. В акте суд указал, что УО ненадлежаще исполняет лицензионные требования, а именно не обслуживает общее имущество в МКД (решение Ленинского районного суда г. Самары от 10.05.2018 № 12-631/2018).

Недействительный, ничтожный или вовсе подделка. Что будет с протоколом ОСС, если в нем найдут нарушения

Протокол общего собрания собственников не теряет своей силы, даже если в нем найдут нарушения. Тот, кто усомнился в верности протокола и юридической силе принятого на собрании решения, должен обратиться в суд и доказать свою правоту. Исключение из общего правила – ничтожное решение общего собрания. Как отличить одно от другого и что надзорники посчитают подделкой, мы рассказали в статье.

Недействительный, ничтожный, поддельный

Для этой статьи мы разделили проблемные протоколы общего собрания собственников на три группы – по видам последствий. Дело в том, что мы говорим «ничтожный протокол», но на самом деле имеем в виду ничтожность принятого или якобы принятого на собрании решения.

Ничтожный протокол общего собрания: как определить и кто вправе это сделать

Решение собрания ничтожно, если оно:

  1. Принято по вопросу, не включенному в повестку дня. Это правило не применяется, если в собрании приняли участие все собственники помещений в МКД.
  2. Принято при отсутствии необходимого кворума.
  3. Принято по вопросу, не относящемуся к компетенции собрания.
  4. Противоречит основам правопорядка или нравственности.

Основания признания решения ничтожным названы в статье 181.5 ГК.

Если вопрос, к примеру, о кворуме, то факт ничтожности надо подтвердить в суде.

Ситуация

Инспектор ГЖИ вправе не принимать протокол, так как в протоколе якобы есть ошибки, нарушения

Нет, не вправе.
В ситуации, когда протокол оформлен с нарушениями, орган ГЖН может обратиться в суд, чтобы признать принятое общим собранием решение недействительным.
Потребуйте письменный отказ в приеме документов общего собрания, обжалуйте решение инспектора сначала у руководителя надзорного органа, а затем в суде.

Недействительный протокол общего собрания: как определить и кто вправе это сделать 

Любое нарушение в оформлении или действие могут привести к тому, что протокол общего собрания собственников помещений и принятые на нем решения признают недействительными. Дело в том, что нет исчерпывающего перечня нарушений, которые могут привести к недействительности решения общего собрания. Это могут быть нарушения в самом протоколе, в решениях собственников помещений по вопросам голосования или в процедуре собрания.

По сути, оспоримо любое решение. Нет смысла оспаривать только ничтожное решение, которое мы рассмотрели выше.

Мнение

Когда решение общего собрания оспоримо Сусана Киракосян, партнер компании ALT LITIGATION, независимый эксперт по антикоррупционной экспертизе НПА, член экспертного совета Комитета Госдумы по жилищной политике и ЖКХ, кандидат юридических наук, доцент

Для себя я выделяю четыре группы нарушений, которые в результате ведут к оспоримости решения общего собрания собственников. Вот они.

  1. Существенное нарушение порядка созыва, подготовки и проведения собрания, влияющее на волеизъявление его участников.
  2. Отсутствие полномочий у лица, выступавшего от имени участника собрания.
  3. Нарушение равенства прав участников собрания при его проведении.
  4. Существенное нарушение правил составления протокола, в том числе правила о письменной форме протокола (ч. 3 ст. 181.2 ГК).

Важно, что протокол общего собрания остается в силе, а все принятые на собрании решения – легитимными до тех пор, пока в суде не будет доказано обратное. Юридическим языком: бремя доказывания в данном случае лежит на собственнике, который оспаривает протокол, или ГЖИ, то есть на истце. Пока не доказали – решение имеет силу.

Поддельный протокол общего собрания: как определить 

Практика по протоколам и по другим официальным документам показывает, что есть три главных признака подделки:

  • полная фальсификация протокола. То есть собрания не было вообще, протокол и все необходимые документы полностью вымышлены;
  • отражение недостоверной информации о кворуме. То есть собрание было, но кворума по всему собранию либо по отдельным вопросам собрания не было, недостающие цифры в протоколе сфальсифицированы, недостающие решения собственников подделаны;
  • подчистки, приписки, исправления в протоколе или решениях собственников.

Существенные исправления и подчистки в решениях собственников и протоколе могут довести ситуацию до суда не через иск собственника, а через правоохранительные органы. Рассмотрим далее, у кого есть право называть документ подделкой.

Ситуация

Можно ли привлечь к ответственности за подделку подписи в протоколе ОСС

Да, можно.

Заинтересованное лицо вправе обратиться в полицию с заявлением о предполагаемом факте совершения уголовного преступления.

Подделка подписи члена счетной комиссии в протоколе ОСС, может квалифицироваться как: 

  • состав преступления, предусмотренного ч. 1, ч. 3 ст. 327 УК;
  • административное правонарушение по ст. 19.23 КоАП.

Подозреваемым в совершении такого преступления может быть секретарь ОСС, поскольку в его обязанности входит подготовка протокола ОСС.

Доказательства факта преступления могут определяться на основании проведенной почерковедческой экспертизы подписи и на основании свидетельских показаний члена счетной комиссии, чья подпись предположительно подделана.

Однако, практика привлечения к уголовной ответственности лиц, подделавших подписи в протоколе ОСС помещений в МКД фактически отсутствует.

Доказанный факт подделки подписи одного из членов счетной комиссии, может быть основанием для признания решения ОСС помещений в МКД, оформленного протоколом недействительным, на основании решения суда.

Доводы стороны судебного процесса о подделке подписи в протокола ОСС помещений в МКД подтверждаются:

  • вызовом в качестве свидетеля в судебный процесс для дачи свидетельских показаний лица, чью подпись предположительно подделали. Это предусмотрено ст. 69 ГПК.
  • судебной почерковедческой экспертизой, проведенной по ходатайству заинтересованного лица. Это определено ст. 79 ГПК.

Кто может заявить, что протокол общего собрания поддельный 

Признать официальный документ подделкой может только суд. Заинтересованное лицо видит признаки подделки в протоколе и обращается в суд, правоохранительные органы.

Обнаружить признаки подделки могут:

  • сами собственники или УО – при ознакомлении с материалами общего собрания или в ГИС ЖКХ;
  • органы ГЖН – во время надзорных мероприятий или проверок по обращениям;
  • правоохранительные органы – при проведении проверок;
  • суд – в ходе судебного разбирательства.

Если собственники или органы ГЖН обнаружили признаки подделки протокола общего собрания или решений собственников, они могут обратиться в суд и потребовать признать протокол собрания недействительным.

Основанием обратиться в суд могут быть, например, заявления собственников о том, что они не принимали участия в собрании, хотя их бланки решений учитывались при подсчете голосов.

Какие последствия, если протокол признали подделкой 

Если суд признал протокол общего собрания собственников подделкой, то дальше следуют признание этого протокола недействительным и ответственность за подделку документов.

Признанное судом недействительным оспоримое решение общего собрания недействительно с момента его принятия. Это предусмотрено частью 7 статьи 181.4 ГК.

Что касается ответственности за подделку, то наказать виновных могут и за факт подделки, и за попытку использовать подложный документ.

Штраф, обязательные работы, исправительные работы или арест на срок до шести месяцев – такая ответственность ждет того, кого признают виновным в подделке протокола общего собрания (ч. 1, 3 ст. 327 УК).

В таблице 1 мы показали ответственность за подделку протокола подробнее.

Таблица 1. Ответственность за подделку протокола общего собрания собственников помещений в МКД

Как накажут Мера ответственности
Ограничение свободы До двух лет
или
Принудительные работы До двух лет
или
Арест До шести месяцев
или
Лишение свободы До двух лет

В таблице 2 представлена ответственность за использование заведомо подложного документа.


Таблица 2. Ответственность за использование подложного документа общего собрания собственников помещений в МКД

Как накажут Мера ответственности
Штраф До 80 тыс. руб. или в размере заработной платы осужденного за период до шести месяцев
или
Обязательные работы До 480 часов
или
Исправительные работы До двух лет
или
Арест До шести месяцев

Что делать с проблемным протоколом общего собрания

Мы показали три возможные проблемы и привели примеры, как действовать в этих случаях.

Пример

Решение недействительно

Что произошло. На первый взгляд с протоколом все в порядке.
Сторона, у которой есть сомнения, должна убедить в этом суд. И никак иначе.
Пример ситуации. Группа собственников заявила, что их не уведомили об общем собрании в установленном порядке.
Как действовать. Недействительность должен подтвердить суд.

Пример

Решение ничтожно

Что произошло:
1) решение принято по вопросу, которого не было в повестке;
2) на собрании не было кворума;
3) общее собрание превысило свою компетенцию;
4) решение противоречит здравому смыслу.
Пример ситуации 1.
Признаки ничтожности очевидны:
— этого вопроса не было в повестке в уведомлении об общем собрании, а в протоколе он есть;
— собственники на собрании проголосовали за переизбрание председателя ТСЖ, а по жилищному законодательству это компетенция собрания членов ТСЖ.
Как действовать. Ничтожность не требует подтверждения судом или ГЖИ.
Пример ситуации 2.
Вопрос к протоколу спорный. Например, собственник считает, что кворум посчитан неправильно, учтены недостоверные или оформленные с ошибками решения собственников.
Как действовать. Ничтожность требует подтверждения.

Пример

Протокол подделан

Что произошло:
1) имеет место фальсификация, данные выдуманы;
2) есть масштабные подчистки, приписки и пр.
Пример ситуации. Собрания не было вовсе. Значит, решения собственников и протокол просто «нарисованы».
Как действовать. Подтвердить, что протокол подделан, может только суд.

Получается, что подделка протокола – это подделка официального документа. И подделка документа в целях его использования и непосредственно использование заведомо подложного документа – уголовно наказуемые деяния в соответствии с частью 1 статьи 327 УК.

Неисполнение региональных антиковидных санитарных норм образует состав ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ

Часть 1 ст. 20.6.1 КоАП является общей нормой по отношению к ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, имея с ней единый родовой объект посягательства, при этом является менее строгой, поэтому если при рассмотрении дела по ч. 2 ст. 6.3 установлено, что совершенные лицом действия (бездействие) образуют объективную сторону состава правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, например, неисполнение антиковидных санитарных правил, такие действия (бездействие) подлежат переквалификации.

Правовая позиция высказана ВС РФ при рассмотрении жалобы на решение и постановления судов по делу о нарушении ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, а конкретно – о неисполнении автошколой императивных требований, которые установлены постановлением Главного государственного санитарного врача по Кемеровской области от 11 апреля 2020 г. № 11 «О дополнительных мероприятиях по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в Кемеровской области – Кузбассе»:

Директор автошколы объяснял, что:

  • автошкола фактически не функционировала (по крайней мере, очно: все ученики обучались в Zoom и WhatsApp), в момент обнаружения данных упущений директор оказался там случайно, больше никого не было;
  • санитарный инспектор, который обнаружил нарушения, не проводил выездную проверку, предусмотренную Законом № 294-ФЗ, а вообще появился непонятно почему. А раз не было проверки, приказа о проверке, акта проверки и соблюдения необходимых процедур, то законных доказательств нарушения у Роспотребнадзора нет.

Оба тезиса были не произвели впечатления на суды нижестоящих инстанций, с чем согласился и ВС РФ:

  • в частности, санитарный инспектор пришел в автошколу в рамках процедуры, предусмотренной Законом № 59-ФЗ об обращениях граждан, – он всего лишь проверял доводы поступившей к нему жалобы на нарушение санитарных норм. Проверку для этого назначать не нужно, Закон № 59-ФЗ прямо устанавливает, что в случае необходимости должностное лицо, рассматривающее обращение, может обеспечить его рассмотрение с выездом на место. Тем более что доступ в помещение автошколы, в частности, для санинспектора, был свободным, что отражено на видеозаписи;
  • инспектор пришел, увидел собственными глазами нарушения, – а это уже достаточный поводдля составления протокола об АП;
  • что касается того, что школа не работала, а директор находился там в иных целях, то это само по себе не опровергает виновность автошколы в совершении вмененного правонарушения.

Штраф, наложенный судом на автошколу, составил 100 тыс. руб. (ниже низшего размера, предусмотренного ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, с применением ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ, однако без развернутого обоснования).

Верховный Суд РФ, рассмотрев жалобу и материалы дела, пришел к следующим выводам:

  • в третьем «коронавирусном» Обзоре ВС РФ от 17 февраля 2021 г. (вопрос 21) сформулирован правовой подход по вопросу о том, возможна ли переквалификация с ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФна ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ. В нем разъяснено, что в силу  п. 20  постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 № 5 право окончательной юридической квалификации действий (бездействия) лица КоАП РФ относит к полномочиям судьи, и если при рассмотрении дела установлено, что протокол об АП содержит неправильную квалификацию совершенного правонарушения, то судья вправе переквалифицировать на другую статью (часть статьи) КоАП РФ, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, если назначаемое наказание не ухудшит положение лица, в отношении которого ведется производство по делу;
  • как следует из диспозиции ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, она является общей нормой по отношению к ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, что свидетельствует о наличии единого родового объекта посягательства у закрепленных указанными нормами составов административных правонарушений, в качестве которого выступают общественные отношения в области обеспечения общественной безопасности, включая обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том числе общественные отношения в сфере предотвращения или устранения угрозы для жизни, здоровья людей;
  • при таких обстоятельствах в том случае, если при рассмотрении дела по ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФбудет установлено, что совершенные лицом действия (бездействие) образуют объективную сторону состава, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, такие действия (бездействие) подлежат переквалификации;
  • следовательно, совершенное автошколой деяние, выразившееся в бездействии, состоящем в невыполнении правил поведения при введении режима повышенной готовности, образует объективную сторону состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ;
  • и поскольку наказание по ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФмягче наказания по ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, состоявшиеся по настоящему делу судебные акты подлежат изменению путем упомянутой переквалификации.

Отдельно ВС РФ коснулся вопроса применения положений ч. 3.2ч. 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ, в частности, во внимание были приняты:

  • характер совершенного административного правонарушения,
  • имущественное и финансовое положение автошколы,
  • его общий доход и наличие значительной задолженности по налогам, арендным платежам,
  • а также принятие мер по устранению допущенных нарушений
  • и отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность

В итоге конечная сумма штрафа составила 50 тыс руб (Постановление Верховного Суда РФ от 11 августа 2021 г. № 81-АД21-8-К8).

НЕ БРОСАЙТЕ
это в контейнер

В контейнерах запрещено складировать:

  • горящие, раскаленные или горячие отходы;
  • крупногабаритный мусор;
  • снег и лед;
  • осветительные приборы и электрические лампы, содержащие ртуть;
  • батареи и аккумуляторы;
  • медицинские отходы;
  • иные отходы, которые могут причинить вред жизни
    и здоровью, имуществу.

Запрет связан с тем, что отдельные виды отходов могут нанести вред здоровью тех, кто осуществляет погрузку/разгрузку контейнеров, или повредить контейнеры, мусоровозы, а также нарушить режим работы объектов по обработке, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.

Ограничение пользования лифтом в МКД по инициативе УО, ТСЖ, ЖК, ЖСК при наличии задолженности за ЖКУ

Сталкиваясь с неплатежами за ЖКУ, управляющие организации, ТСЖ, ЖК, ЖСК начинают искать новые пути решения этих проблем.

В открытых источниках всё чаще встречается такое решение проблемы с неплатежами, как отключение лифтов в МКД или выдача добросовестным, с точки зрения УО, ТСЖ, ЖК, ЖСК, гражданам ключей, с помощью которых можно вызвать лифт. Естественно, что по задумке авторов идеи злостные неплательщики должны оставаться без таких ключей.

Вместе с тем, подобные методы борьбы с неплатежами, возможно, и помогают повысить собираемость платежей, однако попадают под юрисдикцию прокуратуры Российской Федерации (и многих других контрольно-надзорных органов) и могут иметь гораздо более серьезные последствия.

В силу ч. 1 ст. 36 ЖК РФ лифты в МКД принадлежат собственникам помещений в МКД на праве общей долевой собственности. Данная норма закреплена п. 1 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. № 491 (далее – Правила содержания общего имущества).

Собственник помещения в МКД обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и взносов на капитальный ремонт.Согласно ч. 1 ст. 161 ЖК РФ управление МКД должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в МКД, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в МКД.

В свою очередь, в силу ч. 1.1 ст. 161 ЖК РФ надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в МКД должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать:

  • соблюдение требований к надежности и безопасности МКД
  • безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества;
  • доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества в МКД;
  • соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц;
  • постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества в МКД, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг.

Таким образом, применение принципа избирательного пользования (например, по критерию оплатил – не оплатил) объектами общего имущества собственников помещений в МКД является прямым нарушением норм жилищного законодательства.

Можно предположить, что авторы идеи об отключении лифтов за неуплату применяют принцип аналогии закона: если за долги можно ограничить (или даже приостановить) предоставление коммунальных услуг, то почему же нельзя отключить лифт?

Рассмотрим проблему и с этой точки зрения.

Сразу следует отметить, что пользование лифтом – это не коммунальная услуга. Исчерпывающий перечень коммунальных услуг приведен в п. 4 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354 (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление). Эксплуатация лифтового оборудования (его обслуживание) осуществляется за счет средств, вносимых собственниками помещений в МКД на содержание и ремонт общего имущества в МКД.

Итак, правилами , утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354 (п. 117) предусмотрена возможность введения ограничения (или приостановления) предоставления коммунальной услуги по причине неполной оплатой потребителем коммунальной услуги. Порядок расчета размера неполной оплаты и введения ограничения установлены п.п. 117 – 121 вышеуказанных правил.

При этом в Правилах предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354, закреплена норма, в соответствии с которой в случае, если потребитель частично оплачивает ЖКУ, то исполнитель делит полученную от потребителя плату между всеми указанными в платежном документе видами коммунальных услуг и платой за содержание и ремонт жилого помещения пропорционально размеру каждой платы, указанной в платежном документе.

Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. № 491, не предусматривают введение ограничения пользования общим имуществом по причине неплатежей и, соответственно, не содержат порядок введения такого ограничения. Вероятно, это не в последнюю очередь вызвано тем, что надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в МКД должно обеспечивать доступность пользования имуществом, входящим в состав общего имущества в МКД.

Ограничения пользования лифтом в МКД для собственников и пользователей помещений в МКД могут повлечь ответственность:

  • по статье 7.22 КоАП – нарушение правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений;
  • части 2 статьи 14.1.3 КоАП – предпринимательская деятельности по управлению МКД с нарушением лицензионных требований;
  • части 3 статьи 14.1.3 КоАП – предпринимательская деятельность по управлению МКД с грубым нарушением лицензионных требований;
  • статье 7.22 КоАП – нарушение правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений;
  • статье 19.1 КоАП – самоуправство;
  • статье 401 ГК – основания ответственности за нарушение обязательства.

Отдельно следует сказать о том, что применение такой меры, как отключение лифта в МКД (ограничение пользования лифтом) влечет за собой последствия, связанные с обеспечением безопасности жизни и здоровья граждан, а это уже уголовная ответственность.

Кроме того, налицо пользование чужими денежными средствами со стороны управляющей организации (ТСЖ, ЖК, ЖСК), т. к. часть собственников помещений в МКД, скорее всего, всё-таки оплачивает и коммунальные, и жилищные услуги.