Библиотека законодательства

Предложили перечень случаев обработки биометрических персональных данных вне единой системы

Минцифры опубликовало проект закрытого перечня случаев, в которых с 2022 года можно будет:
— собирать и обрабатывать биометрические персональные данные в специальных системах банков, страховых компаний или других организаций (т.е. вне единой системы);
— использовать эти системы юрлицам (кроме организаций финрынка) и ИП для проверки с согласия физлица его биометрической информации.
Речь идет о случаях:
— проведения собраний гражданско-правовых сообществ, например участников юрлиц, кредиторов при банкротстве и собственников жилья;
— идентификации водителей такси и каршеринга;
— организации прохода на территорию юрлиц.
Публичное обсуждение проекта завершат 2 сентября.
Документы: Проект постановления Правительства РФ (https://regulation.gov.ru/p/119023)

Как можно будет получать согласия на обработку общедоступных персданных через систему Роскомнадзора

1 марта 2022 года вступит в силу приказ Роскомнадзора о работе с его системой, через которую можно будет получать согласия на обработку общедоступных персональных данных.
Из документа следует: чтобы таким способом получать согласия, нужно подключить сайт оператора к Единой  системе  идентификации  и аутентификации (ЕСИА), а также:
— принимать из специального ресурса ЕСИА обезличенные сведения о согласиях;
— получать из него данные о физлице, которое предоставило согласие, если в Роскомнадзор поступила информация о нарушении прав этого человека как субъекта персданных;
— вести перечень записей о согласиях.
После того как физлицо заверит согласие электронной подписью, через систему Роскомнадзора поступят, в частности, следующие сведения:
— о факте предоставления согласия;
— об одной или нескольких целях обработки личной информации;
— о категориях и перечне данных, которые разрешили обрабатывать.
Документ: Приказ Роскомнадзора от 21.06.2021 N 106

Верховный суд: если старой УО нечего передать новой, то она плохо исполняла свои обязанности

УО, которая в течение длительного времени управляла МКД, должна обладать всей предусмотренной действующим законодательством документацией. Обратное будет свидетельствовать о ненадлежащем исполнении обязательства по управлению МКД.
Отсутствие или утрата документации не может являться основанием  для прекращения данной обязанности. Если чего-то не хватает, «старая» УО должна восстановить документацию либо доказать в суде, что сделать это невозможно.
К таким выводам пришел Верховный суд в одном из споров управляющих между собой (определение ВС РФ от 03.08.2021 № 303-ЭС21-5287)
© Материал из Справочной системы «Управление многоквартирным домом».
Подробнее: https://vip.1umd.ru/#/document/184/61998/bssPhr2/?of=copy-d58341ccdc

Должна ли УО выполнять ремонт пола балкона, если он раскрошился?

При управлении МКД управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в МКД за надлежащее содержание и ремонт общего имущества в МКД (ч. 2.3 ст. 161 ЖК РФ).
Балконные плиты, отнесенные к ограждающим несущим конструкциям, включаются в состав общего имущества как конструктивные части здания, обеспечивающие его прочность и устойчивость. Это предусмотрено подп. «в» п. 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. № 491.
Таким образом, надлежащее содержание пола, который является балконной плитой в МКД, является обязанностью управляющей организации как содержание и ремонт общего имущества в МКД.
Вместе с тем, в зависимости от степени разрушения балконной плиты (пола балкона) ее ремонт производится за счет средств на содержание и ремонт общего имущества в МКД, либо подлежит капитальному ремонту за счет взносов собственников.
© Материал из Справочной системы «Управление многоквартирным домом».
Подробнее: https://vip.1umd.ru/#/document/16/19857/bssPhr1/?of=copy-e675e4ec89

В каких случаях РСО вправе применять повышающий коэффициент

Случаи, в которых РСО вправе применять повышающий коэффициент, зависят от сложившейся ситуации:

Случай применения Размер повышающего коэффициента Документ, который подтверждает право РСО применить повышающий коэффициент Начало применения повышающего коэффициента в расчетах
При непосредственном способе управления МКД
В жилом помещении МКД отсутствуют ИПУ холодной воды, горячей воды, электрической энергии, которые должны быть там установлены. Это предусматривает абзац 3 пункта 42 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354 (далее — Правила № 354) 1,5 В силу закона (формула 4.1 приложения 2 к Правилам № 354). Подтверждающий документ не требуется С 1 января 2017 года
В МКД отсутствует ОДПУ тепловой энергии, который должен быть там установлен (абз. 3 п. 42(1) Правил № 354) В силу закона (формула 4.1 приложения 2 к Правилам № 354). Подтверждающий документ не требуется С 1 января 2017 года
В помещении паркинга в МКД отсутствуют ИПУ холодной воды, горячей воды, электрической энергии (абз. 3 п. 43 Правил № 354) Акт обследования о наличии технической возможности установки прибора учета С момента составления акта
Прошло три расчетных периода подряд с момента составления акта об отказе в допуске к ИПУ, расположенному в жилом помещении потребителя (п. 60, подп. «в» п. 59 Правил № 354) Акт об отказе в допуске к прибору учета По истечении трех расчетных периодов с момента составления акта
Невозможно определить мощность внутриквартирного оборудования, которое потребитель несанкционированно подключил к внутридомовым инженерным системам (абз. 3 п. 62 Правил № 354) 10 Акт о выявлении подключения, отсутствии сведений о мощности подключенного оборудования С даты выявления нарушения, указанной в акте.

Если дата неизвестна, с даты последней проверки, но не более чем за три месяца до даты акта

При наличии договора между РСО и собственником нежилого помещения
В нежилом помещении отсутствует ОДПУ тепловой энергии (абз. 2 п. 43 Правил № 354) 1,5 Акт обследования о наличии технической возможности установки прибора учета С момента составления акта
При непосредственном способе управления МКД либо при наличии договора между РСО и собственником нежилого помещения
Составлен акт о несанкционированном вмешательстве в работу ИПУ, расположенного в жилом или ином помещении, куда невозможен доступ без присутствия потребителя (абз. 6 п. 81(11) Правил № 354) 10 Акт о несанкционированном вмешательстве в работу прибора учета С даты выявления нарушения, указанной в акте.

Если дата неизвестна, с даты последней проверки, но не более чем за три месяца до даты акта

В отношении УО, ТСЖ, ЖСК
Возникла хотя бы одна из ситуаций в отношении ОДПУ тепловой энергии: 1,1*
— он отсутствует в МКД, где должен быть установлен; Акт обследования о наличии технической возможности установки прибора учета С момента составления акта
— исполнитель вовремя не предоставил сведения о показаниях ОДПУ; Положение договора ресурсоснабжения о сроках передачи показаний прибора учета. В расчетном периоде, в котором не были предоставлены сведения.
— исполнитель два и более раза не допустил представителей РСО для проверки ОДПУ. Акт об отказе в допуске к прибору учета В расчетном периоде, в котором составлен повторный акт об отказе в допуске к прибору учета
Это предусматривает подпункт «е» пункта 22 Правил, обязательных при заключении договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2012 г. № 124 (далее — Правила № 124)    
Возникла хотя бы одна из ситуаций в отношении ОДПУ холодной воды, горячей воды, электрической энергии (абз. 1 подп. «ж» п. 22 Правил № 124) 1,5
— они отсутствуют в МКД, где должны быть установлены; Акт обследования о наличии технической возможности установки прибора учета. С момента составления акта.
— прошло три месяца после выхода из строя, утраты ОДПУ или после истечения срока его эксплуатации; В силу закона. Подтверждающий документ не требуется. По истечении трех расчетных периодов с момента составления акта.
— исполнитель вовремя не предоставил сведения о показаниях ОДПУ; Положение договора ресурсоснабжения о сроках передачи показаний прибора учета. В расчетном периоде, в котором не были предоставлены сведения
— исполнитель два и более раза не допустил представителей РСО для проверки ОДПУ. Акт об отказе в допуске к прибору учета В расчетном периоде, в котором составлен повторный акт об отказе в допуске к прибору учета
При этом повышающий коэффициент разрешено применить только к объему коммунального ресурса на содержание общего имущества в МКД    
Возникла хотя бы одна из ситуаций в отношении ОДПУ электрической энергии (абз. 2 подп. «ж» п. 22 Правил № 124): 1,5    
— исполнитель дважды не пустил представителей гарантирующего поставщика для установки или подключения ОДПУ, проверки состояния ОДПУ, компонентов интеллектуальной системы учета электроэнергии, а также индивидуальных или общих приборов учета в помещениях общего пользования в МКД; Акт об отказе в допуске В расчетном периоде, в котором составлен повторный акт об отказе в допуске
— произошло вмешательство в работу ОДПУ или компонентов интеллектуальной системы учета электрической энергии; Акт, в котором зафиксировано вмешательство в работу ОДПУ, компонентов интеллектуальной системы учета электроэнергии В расчетном периоде, в котором составлен акт
— исполнитель не обеспечил сохранность пломб, знаков визуального контроля, установленных в отношении прибора учета. Акт, в котором зафиксировано нарушение сохранности пломб, знаков визуального контроля В расчетном периоде, в котором составлен акт

* До 14 марта 2017 года величина повышающего коэффициента составляла 1,5. Однако 14 марта вступило в силу постановление Правительства РФ от 27 февраля 2017 г. № 232 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации». Оно изменило размер коэффициента на 1,1 (п. 7 изменений). Причем эта поправка распространилась на отношения, которые возникли с 1 января 2017 года (абз. 2 п. 2 постановления). Другими словами, нововведение получило обратную силу.

© Материал из Справочной системы «Управление многоквартирным домом»
https://vip.1umd.ru

Вправе ли УО оставить себе неиспользованные денежные средства на текущий ремонт МКД при смене способа управления

Нет, таким правом УО не наделена.

При смене собственниками помещений в МКД способа управления или избрании новой УО у прежней управляющей организации нет правовых оснований, чтобы удерживать денежные средства, не израсходованные по назначению.

Оплаченные, но не выполненные работы по текущему ремонту МКД при изменении способа управления влекут получение прежней УО неосновательного обогащения как средства, переданные для исполнения прекратившегося обязательства. Это связано с тем, что обязательство по проведению текущего ремонта с момента передачи функций управления перешло к новой УО (постановление Арбитражного суда Московского округа от 25.10.2018 № Ф05-17700/2018 по делу № А40-883/18).

Если возник спор, то новая управляющая МКД организация должна доказать факт получения таких средств прежней УО. Иначе спор будет проигран и суд не сможет обязать прежнюю УО вернуть деньги вновь избранной УО.

© Материал из Справочной системы «Управление многоквартирным домом»
https://vip.1umd.ru

Реестр лиц, которые вправе запрашивать реестр собственников помещений в МКД

В таблице мы перечислили, какие лица могут запрашивать в управляющей МКД организации реестр собственников и по какому вопросу собрание они могут проводить.

Кто может запросить реестр По какому вопросу вправе инициировать общее собрание
Один или несколько собственников помещений в МКД – физическое и юридическое лицо По любым вопросам, которые относятся к компетенции общего собрания собственников
УО, которая управляет МКД на основании договора управления По любым вопросам, которые относятся к компетенции общего собрания собственников
Органы МСУ в случаях, предусмотренных ЖК По вопросам:
·         выбор способа управления МКД;
·         избрание совета МКД;
·         расторжение договора управления МКД с действующей УО и выбор новой УО или изменение способа управления МКД;
·         выбор способа формирования фонда капремонта;
·         выбор владельца спецсчета или изменение способа формирования фонда капремонта.
Если орган МСУ выступает в роли собственника помещения в МКД, то ОСС могут провести по любому вопросу, который входит в компетенцию собрания
Региональный оператор, УО, ТСЖ, ЖК, ЖСК – владелец спецсчета для формирования фонда капремонта Выбор иной кредитной организации для открытия спецсчета, если текущая не соответствует специальным требованиям

© Материал из Справочной системы «Управление многоквартирным домом»
https://vip.1umd.ru