Коммунальные службы теперь отвечают за необоснованную переплату и перед собственниками жилых домов.
Подписан закон об установлении ответственности исполнителя коммунальной услуги перед собственником жилого дома за нарушение порядка расчета платы за коммунальную услугу. Ранее исполнитель коммунальной услуги отвечал только перед собственником помещения в многоквартирном доме или нанимателем жилого помещения.
Также усовершенствованы правила функционирования ГИС ЖКХ. За оператором системы закреплены обязанности:
— обеспечивать соответствие системы требованиям законодательства;
— нести за свой счет расходы по созданию, эксплуатации и модернизации системы;
— заключить с Минстроем соглашение об особенностях взаимодействия при эксплуатации и модернизации системы.
Урегулирован правовой режим ПО, связанного с созданием и модернизацией системы. Уточнен порядок взаимодействия ГИС ЖКХ с иными информсистемами, включая единый портал госуслуг.
Расширили круг лиц, в пользу которых уплачивают штрафы за завышение коммунальных платежей
Если исполнитель незаконно увеличит плату за коммунальные услуги, он уплатит штраф в размере 50% от суммы превышения, в частности, собственнику любого вида жилья. Поправки к ЖК РФ вступят в силу 22 июня.
Сейчас исполнители оплачивают штраф собственнику помещения в МКД, нанимателю жилья по договору соцнайма или найма помещения государственного либо муниципального жилфонда. Другими словами, норма не касается, например, собственников жилых домов (коттеджей), тем самым ограничиваются их права.
Документ: Федеральный закон от 11.06.2021 N 214-ФЗ
Права граждан, проживающих в бывших ведомственных общежитиях, не будут ущемлены.
Урегулированы вопросы пользования бывшими ведомственными общежитиями. Решено применять нормы ГК РФ о договоре найма жилого помещения.
Условия договоров о плате за пользование, содержание жилья, коммунальные услуги должны быть аналогичными условиям договора соцнайма.
Уточнены некоторые вопросы приватизации жилья.
Уточнено, что передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами госвласти или местного самоуправления (а не органами местного самоуправления поселений), предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность.
При переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации соответствующий жилфонд должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников либо в ведение органов местного самоуправления с сохранением всех жилищных прав граждан.
Приняты масштабные поправки к Закону о газоснабжении.
Скорректирован Закон о газоснабжении.
Введены понятия газораспределительной организации, а также единого и регионального операторов газификации.
Правительство установит:
— правила взаимодействия таких организаций, операторов и регионов в рамках межрегиональных и региональных программ газификации ЖКХ, промышленных и иных организаций;
— критерии отнесения объектов производства, хранения и использования сжиженного природного газа к малотоннажным;
— правила присоединения газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям.
Минэнерго определит правила составления топливно-энергетических балансов регионов и муниципалитетов.
Введены нормы о компенсации затрат на присоединение к сетям газоиспользующего оборудования отдельных категорий заявителей, определяемых Правительством.
Предусмотрено регулирование платы за присоединение к магистральным газопроводам:
— строящихся и реконструируемых газопроводов для транспортировки газа от магистральных газопроводов до объектов капстроительства;
— газопроводов для транспортировки газа от месторождений газа до магистрального газопровода.
Установлен переходный период.
№ 170-ФЗ разделил госжилнадзор и муниципальный жилищный контроль
1 июля 2021 года вступает в силу Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ». Для реализации его требований принят новый закон с изменениями в десятки НПА о госнадзорах. В том числе в ЖК РФ разведены предметы госжилнадзора и муниципального жилищного и лицензионного контроля.
Новый Федеральный закон от 11.06.2021 № 170-ФЗ также вступает в силу 1 июля 2021 года, за исключением указанных в его ст. ст. 137, 138 отдельных пунктов и статей. В ст. 134 № 170-ФЗ приведён перечень нормативно-правовых актов и их отдельных пунктов, которые утратят силу после начала действия Федерального закона.
В ст. 67 № 170-ФЗ приведена новая редакция ст. 20 ЖК РФ о государственном жилищном и муниципальном надзорах. № 170-ФЗ разделил их полномочия. Соблюдение юрлицами, ИП и гражданами обязательных требований, установленных жилищным законодательством, – предмет госжилнадзора (ч. 1 ст. 20 ЖК РФ, здесь и далее – в ред. № 170-ФЗ). Исключение – проверки муниципального жилищного фонда, которые входят в компетенцию муниципального контроля (ч. 4 ст. 20 ЖК РФ).
Предметом государственного жилнадзора не является соблюдение юрлицами лицензионных требований при управлении МКД (ч. 2 ст. 20 ЖК РФ). Это региональный лицензионный контроль деятельности УО (ч.2 ст. 1896 ЖК РФ). До 1 марта 2022 года он проводится, как и ранее, в соответствии с нормами Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ. После 1 марта 2022 года к нему применяются требования № 248-ФЗ (ч. 13 ст. 136 № 170-ФЗ).
Вступление в силу № 248-ФЗ стало толчком к изданию других нормативно-правовых актов: о досудебном обжаловании решений надзорных органов, положений о проведении проверок..
РосКвартал https://zen.yandex.ru/media/id/5a5864e93dceb7ffefabddd3/-170fz-razdelil-gosjilnadzor-i-municipalnyi-jiliscnyi-kontrol-60c992ef59ee114a8dce11fa
Изменились требования к заказу сведений из ЕГРН о собственниках
30 апреля 2021 года вступил в силу Федеральный закон от 30.04.2021 № 120-ФЗ. Среди прочего он установил запрет на создание сайтов-дойников по предоставлению официальных выписок из ЕГРН и внёс изменения в нормативно-правовые акты о госрегистрации недвижимости и работе Росреестра по предоставлению данных из ЕГРН.
В ст. 62 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ появилась ч. 24, где прописано, что полученные органами власти, юрлицами или гражданами выписки нельзя перепродавать. Также запрещено создавать отдельные сайты и приложения, через которые можно получить доступ к сведениям из ЕГРН (ч. 25 ст. 62 № 218-ФЗ).
При этом организации и граждане, которые на заказ предоставляют информацию из ЕГРН, по-прежнему могут это делать, если передаваемые заказчику сведения не оформлены как официальная выписка из реестра. Документ не должен иметь подписи должностного лица Росреестра и не может быть выполнен по форме выписки из ЕГРН.
Таким образом, управляющие организации и ТСЖ могут обратиться в стороннюю организацию за актуальным реестром собственников помещений в МКД для общего собрания. Согласно № 120-ФЗ, подрядная организация не предоставит им выписки из ЕГРН по каждому объекту, а составит реестры владельцев помещений в доме.
За незаконную деятельность по возврату просроченной задолженности будут штрафовать и банки.
Поправки касаются привлечения к ответственности юрлиц, основная деятельность которых — возврат просроченной задолженности.
За нарушение требований законодательства о защите прав и законных интересов граждан при ведении указанной деятельности решено наказывать и кредитные организации. Увеличены штрафы.
Определена компетенция органа власти, осуществляющего надзор за деятельностью организаций, включенных в госреестр юридических лиц, занимающихся деятельностью по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида.
Верховный суд разъяснил нюансы взыскания долгов за счет средств в банке
Обзор содержит 24 разъяснения, которые будут интересны не только банкам, но также взыскателям и должникам.
Банк не должен возмещать моральный вред из-за отказа принять исполнительный документ, если в отношениях со взыскателем не действует Закон о защите прав потребителей.
Взыскатель обязан представить только сведения и документы согласно Закону об исполнительном производстве. Если банк потребует иные документы, например выписку из ЕГРЮЛ, ему грозит судебный штраф.
Банк должен исполнить требование не позднее следующего рабочего дня после поступления исполнительного документа. Какие дни считать рабочими, устанавливают по графику данного банка.
То, что взыскатель указал лишь один счет должника, не мешает банку взыскать деньги с других счетов без исполнительского иммунитета.
О других разъяснениях из обзора мы расскажем в ближайшие дни.
Документ: Обзор судебной практики разрешения судами споров, связанных с принудительным исполнением требований исполнительных документов банками и иными кредитными организациями (утв. Президиумом ВС РФ 16.06.2021)
Чтобы общаться с родственниками должника, коллекторам придется получить их согласие
Госдуму прошли поправки, которые касаются взаимодействия кредитора или коллектора с членами семьи должника, родственниками, соседями и другими лицами. Чтобы с ними контактировать по поводу возврата просроченной задолженности, нужно предварительно получить от них письменное согласие в виде отдельного документа. Сейчас его дает сам должник, а те могут лишь выразить несогласие.
Перечисленные лица смогут отозвать согласие. В настоящее время такое право есть только у должника. Поправка исключит случаи, когда, например, родственники или соседи должника вынуждены взаимодействовать с кредиторами или коллекторами.
Документ: Проект Федерального закона N 922037-7 (https://sozd.duma.gov.ru/bill/922037-7)
Правительство РФ расширило полномочия Фонда защиты прав дольщиков
Изменения вносятся в Постановление Правительства РФ от 7 октября 2017 года № 1231 «О публично-правовой компании «Фонд защиты прав граждан — участников долевого строительства» (далее – Постановление Правительства РФ), которыми расширяются полномочия Фонда. Соответствующее Постановление Правительства РФ от 7 июня 2021 года № 865 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»1 опубликовано сегодня на его официальном сайте.
Так, дополняется перечень функций Фонда, в частности он наделяется полномочиями по осуществлению строительства на земельных участках, которые переданы ему от застройщика-банкрота по решению суда в соответствии со ст. 201.15-2-2 Федерального закона от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)«. Также Фонд сможет реализовать совместно с местными властями субъектов РФ программы по строительству МКД на земельных участках, принадлежащих Фонду, с последующей передачей жилых помещений таким органам в целях их предоставления гражданам:
- нуждающимся в улучшении жилищных условий;
- переселяемым из аварийного жилищного фонда;
- детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения обоих родителей;
- гражданам, имеющим низкий уровень дохода;
- гражданам, страдающим тяжелой формой хронических заболеваний;
- многодетным семьям.
Ранее Фонд решал вопросы только в отношении участников долевого строительства, которые пострадали от недобросовестных застройщиков.
Также пополнен и перечень прав Фонда, так он будет вправе обращаться в арбитражный суд с иском о ликвидации и банкротстве ЖСК (п. 15 Постановления Правительства РФ). Поправками дополнены полномочия высшего органа управления Фонда – Наблюдательного совета Фонда, в части возложения на него принятия решений о выплате возмещения гражданам-участникам долевого строительства, имеющим требования о передаче жилых помещений, машино-мест и нежилых помещений (подп. 29.6 и 29.7 п. 23 Постановления Правительства РФ).
_____________________________
1 С текстом Постановления Правительства РФ от 7 июня 2021 года № 865 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» можно ознакомиться на официальном сайте Правительства РФ.
ГАРАНТ.РУ: http://www.garant.ru/news/1467087/#ixzz6xvTLrrrv
Законопроекты недели: взыскание долгов и аннулирование лицензии УО
19.06.2021
Госдума РФ приняла в третьем чтении законопроект о запрете забирать неприкосновенный минимум с доходов плательщика при взыскании долга, в том числе за ЖКУ. На рассмотрение депутатам поступили три инициативы: скорректировать ЖК РФ в части проведения капремонта, выбора председателя Совета МКД и аннулирования лицензии УО.
Взыскание долгов за ЖКУ.
Госдума приняла в трёх чтениях законопроект № 1109997-7 о неприкосновенном минимуме, который приставы не могут взыскать с дохода должника. Такой запрет не будет распространяться только на неплательщиков алиментов и возмещение вреда от совершённого преступления.
Ко второму чтению документа право на сохранение необходимого для жизни минимума получили и должники за ЖКУ. Изначально предполагалось и их вывести из-под действия предлагаемых правил. Должник будет вправе обратиться в ФССП с заявлением о сохранении ежемесячного дохода в размере не ниже величины прожиточного минимума при взыскании долга. Эти правила вступят в силу с 1 февраля 2022 года.
Аннулирование лицензии УО.
В Госдуму РФ внесён законопроект № 1193676- 7. Авторы предлагают исключить из ч. 2 ст. 199 ЖК РФ условие, что орган ГЖН может обратиться в суд за аннулированием лицензии УО, если в течение шести месяцев она не управляла ни одним домом. По мнению законодателей, эта норма мешает лишать лицензий нерадивые УО, поскольку в их лицензии ещё остаются МКД.
Капремонт в малоквартирных домах. Согласно ст. 168 ЖК РФ, фонд капремонта может не включать в региональную программу дома, в которых менее пяти квартир. Но сложилась ситуация, когда регоператор по капремонту исключает из программы дома, которые только по документам являются малоквартирными. Это может быть коммуналка, когда на весь этаж зарегистрирована одна квартира, или бывшие общежития.
Поэтому в Госдуму РФ внесён законопроект № 1193492- 7: авторы предлагают позволить собственникам помещений в малоквартирных МКД решать на ОСС, можно ли исключить их дом из региональной программы капремонта. Соответствующая компетенция общего собрания должна появиться в ч. 2 ст. 44 ЖК РФ.
Председатель Совета МКД.
Законодатели предложили внести изменения в ст. 161.1 ЖК РФ и позволить собственникам избирать на должность председателя Совета МКД лицо, которое не является владельцем помещения в этом доме (законопроект № 1194220-7).
Как составить акт после затопления помещения
После того как помещение затопило, управляющая МКД организация по просьбе собственника должна составить акт. Чтобы взыскать ущерб, который принес потоп, акт необходимо составить с соблюдением некоторых правил. Редакция справочной системы «Управление МКД» подготовила подробную инструкцию, как составить и подписать акт.
В каких случаях нужно составлять акт
Составляйте акт в случае затопления любого из помещений в МКД.
Акт о затоплении – это официальный документ, который подтверждает факт аварийной ситуации. Такой акт фиксирует какое помещение затоплено, по какой причине, а также перечень имущества, которому причинили ущерб.
С помощью акта вы сможете подтвердить:
- факт затопления;
- причину затопления;
- ущерб имуществу;
- факт, того что затопление зафиксировано представителями управляющей организации и свидетелями;
- вину лица, если он ее признал.
Внимание
Акт о затоплении не определяет стоимость возмещения ущерба
Акт о затоплении фиксирует только перечень имущества, которому причинили ущерб. Оценить сумму убытков может страховая организация или эксперт в своем заключении
В какой срок составить акт
УО, ТСЖ, ЖСК и ЖК должны составить акт в течение 12 часов, после того, как собственник обратился с заявлением (пункт 152 постановления № 354). Образец такого заявления мы показали на рисунке 1.
Рисунок 1. Образец заявления собственника о составлении акта затоплении
Составить акт о затоплении можно в два этапа.
На первом этапе любой из сотрудников УО, ТСЖ или ЖСК может составить первичный акт осмотра после затоплении. Такой акт поможет своевременно зафиксировать факт затопления и убытки до созыва комиссии, а также меры которые приняли для устранения протечки. Составить акт сотрудник управляющей МКД организации может сразу после обращения собственника.
Первичный акт о затоплении – это необязательный этап. Такой акт похож на простой акт осмотра.
Рисунок 2. Образец первичного акта осмотра о затоплении или протечки в помещении
Основной акт о затоплении управляющая МКД организация должна оформить после первичного. Такой акт нужно оформить обязательно.
Состав сведений, которые сотрудник укажет в первичном акте, отличается от основного. Мы сравнили два акта в таблице 1.
Таблица 1. Отличия первичного и основного акта затопления помещения
Отличия | Акт первичного осмотра после затопления | Акт о затоплении |
Что фиксируют в акте | · первичное состояние помещения;
· причину затопления; · меры, которые приняты для устранения протечки; · срок в который будет созвана комиссия для составления основного акта. |
· состояние помещения;
· причину затопления; · перечень имущества, которое пострадало; · устанавливает виновное лицо. |
Что подтверждает акт | · факт затопления | · факт аварийной ситуации
· вину ответственного лица · объем ущерба |
Кто может составить | Сотрудник УО, ТСЖ, ЖСК | Комиссия |
В следующем разделе рекомендации мы расскажем, кто подписывает акт о затоплении в разных аварийных случаях.
Кто составляет акт
Акт о затоплении составляет комиссия. Состав лиц, которые входят в комиссию, зависит от аварийной ситуации.
Есть три типа аварийной ситуации:
- затопление с кровли;
- затопление от соседей;
- затопление внутри самой квартиры.
В таблице мы показали кто оформляет акт в разных аварийных ситуаций.
Таблица 2. Кто и в каких случаях оформляет акт затопления
Аварийный случай | Кто виноват | Кто пострадал | Кто составляет акт |
Затопление с кровли | УО, ТСЖ или ЖСК | Собственник помещения | Комиссия |
Затопление от соседей | |||
· течь после запирающего устройства | Собственник соседней квартиры | Собственник помещения | Комиссия |
· течь перед запирающим устройством, на участке общего имущества | УО, ТСЖ или ЖСК | Собственник помещения | Комиссия |
Затопление внутри квартиры | Собственник квартиры, в которой образовалась течь | Собственник квартиры | Никто.
Собственник жилья покрывает все расходы на ремонт самостоятельно. |
В состав комиссии входят:
- пострадавший – собственник квартиры, которую залили;
- виновник – определяется, исходя из обстоятельств появления аварии;
- организация, которая управляет МКД – УО, ТСЖ или ЖСК.
Очевидцы аварии в состав комиссии не входят, но должны присутствовать при подписании акта. Особенно это важно для случаев, когда виновник аварии не признает вину.
Какие сведения включить в акт
В акте о затоплении укажите 4 вида сведений:
- состав комиссии;
- обстоятельства, которые установлены при осмотре;
- объем ущерба;
- подписи сторон.
Если часть сведений УО, ТСЖ или ЖСК не укажет, то акт могут признать недействительным.
На рисунке 3 мы показали, в каком порядке и как правильно указать все сведения в акте.
Рисунок 3. Сведения, которые необходимо указать в акте о затоплении
Укажите в акте адрес помещения, которое было затоплено.
Укажите дату составления акта о затоплении. Помните, что основной акт нужно составить в течение 12 часов, после того как поступило заявление собственника.
Укажите всех членов комиссии.
Подробно укажите в акте все обстоятельства затопления. Опешите характер повреждений и сделайте вывод о причинах, которые привели к аварийной ситуации.
Подробно опишите объем повреждений. Помните, что комиссия не может оценивать имущественный ущерб в денежном выражении. Это делает страховая организация или эксперт.
Внесите сведения о первичном акте осмотра, если он был ранее составлен.
Если в затоплении виновен собственник соседней квартиры, укажите признает ли он вину.
Комиссия должна составить акт в трех экземплярах:
Для того чтобы оформить факт затопления в помещениям МКД, воспользуйтесь следующими шаблонами:
Кто и как подписывает акт
Акт о затоплении подписывает комиссия, которая состоит из:
- представителей УО, ТСЖ, или ЖСК;
- пострадавшего;
- виновника.
Состав лиц, которые будут подписывать акт зависит от аварийного случая. Рассмотрим эти случаи подробнее:
- Квартиру собственника затопило с крыши
Если помещение собственника затопило с кровли, акт будет подписывать комиссия. В ее состав войдут сам собственник и представители управляющей МКД организации.
- Квартиру собственника затопил другой собственник
В случае, когда в затоплении помещения виновен сосед, подписывать акт будут сразу три стороны. В состав комиссии войдут представители УО, ТСЖ или ЖСК, а также собственник, который пострадал и виновник.
- Квартиру собственника затопило внутри (течь образовалась после запорного крана)
В данном случае акт составлять не обязательно, однако, лучше это сделать по просьбе собственника, если он к вам обратился.
Присутствие сотрудников управляющей МКД организации в данном случае обязательно. Это поможет правильно оформить результаты первичного и основного актов. Кроме того, личное присутствие сотрудников поможет правильно определить зону ответственности.
На рисунке 4 мы показали как подписать акт о затоплении, если его составляет комиссия.
Рисунок 4. Образец подписи акта о затоплении
Какие ждут риски, если составить акт с нарушениями или не составить его совсем
Если акт был оформлен неправильно или с нарушением в содержании, то управляющая МКД организация может стать ответчиком в суде, понести убытки, а также получить административное наказание.
Мы разобрали несколько случаев, в которых отсутствие акта или неправильное его оформление приведет к негативным последствиям:
- УО, ТСЖ или ЖСК могут стать ответчиками в суде по делу о затоплении
Управляющая МКД организация может стать ответчиком в суде, если акт составлен неправильно или вовсе отсутствует. Это связано с тем, что суды трактуют факт затопления как ненадлежащее обслуживание общего имущества, за которое отвечает управляющий.
Чтобы суд понял истинную причину затопления, подробно описывайте аварийную ситуацию в акте. Помните, что в акте необходимо указать, в чьей зоне ответственности находится труба или стояк.
Если акт и вовсе не был составлен, доказывайте свою правоту в суде.
Пример
Управляющая организация не составила акт, но доказала в суде, что затопление произошло не по ее вине.
Собственник помещения подал в суд иск на УО и просил взыскать имущественный ущерб в результате затопления. В иске житель объяснил, что течь произошла на стояке ГВС, который находится в зоне ответственности управляющей.
В процессе рассмотрения дела суд установил, что УО не составила акт о затоплении. Течь образовалась сверху, но установить, кто виноват, в отсутствие акта стало невозможным.
Представитель управляющей организации утверждал, что в затоплении виноват собственник сверху, и заявил о проведении экспертизы. Эксперт подтвердил, что течь образовалась с квартиры сверху. Труба, на участке которой произошел прорыв, находится в зоне ответственности собственника квартиры сверху.
В судебном заседании суд привлек в качестве ответчика соседа сверху, а УО перевел в статус третьего лица. В своем решении суд указал, что возместить имущественный ущерб в результате затопления должен собственник сверху (решение Октябрьского районного суда г. Омска от 29.09.2019 по делу № 2-2185/2019).
- УО, ТСЖ или ЖСК могут привлечь к административной ответственности
Если вовремя не составить акт о затоплении, управляющую МКД организацию могут привлечь к административной ответственности. Поводом может стать ненадлежащее содержание общего имущества.
При проверке госорган может посчитать что затопление произошло по вине УО, ТСЖ или ЖСК. Однако бывают ситуации, когда управляющая организация не виновата, но не зафиксировала этот факт своевременно.
Пример
УО не доказала, что затопление в подвальном помещении не всегда происходит по вине управляющей
Собственник МКД обратился в прокуратуру с жалобой на обслуживание общего имущества. В ходе проверки госорган установил, что в подвальном помещении МКД возникла течь и, как следствие, в подвале стояла вода. Генерального директора УО привлекли к ответственности по части 2 статьи 14.1.3 КоАП и назначили наказание в виде штрафа.
Директор УО с наказанием не согласилась и отправил жалобу в суд. В ходе судебного заседания представитель управляющей рассказал, что течь в подвале произошла по вине собственника нежилого помещения. Житель перестроил конструкции водоотведения, и через некоторое время труба лопнула.
Суд запросил в управляющей МКД организации документы, которые подтверждают факт того, что в затоплении виноват житель. Однако таких документов не оказалось. Все дело в том, что УО вовремя не составила акт о затоплении, а также не зафиксировала изменения конструкции водоотведения.
Поскольку доказательства того, что УО невиновна в затоплении, отсутствовали, суд принял решение в сторону прокуратуры. В акте суд указал, что УО ненадлежаще исполняет лицензионные требования, а именно не обслуживает общее имущество в МКД (решение Ленинского районного суда г. Самары от 10.05.2018 № 12-631/2018).
© Материал из Справочной системы «Управление многоквартирным домом»
https://vip.1umd.ru
Дата копирования: 22.06.2021