Библиотека законодательства от 28 апреля 2021 года

Минтруд: вводить нерабочие дни необязательно
Вводить нерабочие дни для организаций с непрерывным циклом работы не обязательно. Минтруд дал разъяснения об организации и оплате труда в нерабочие дни мая.
Минтруд в своих разъяснениях от 26.04.2021 № указал, что организации с ненормированным графиком и непрерывным циклом работы не обязаны вводить нерабочие дни. Поскольку, УО, ТСЖ и ЖСК продолжают обслуживать МКД, вводить дополнительные нерабочие дни для них тоже необязательно.
Организации могут привлечь сотрудников к работе удаленно. В этом случае работодатель должен оформить приказ (ст. 49.1 ТК). Сотрудники, которые продолжают работу в соответствии с графиком, должны принимать все меры по профилактике коронавируса.
Источник: Минтруд.
© Материал из Справочной системы «Управление многоквартирным домом».
Подробнее: https://vip.1umd.ru/#/document/184/60620/dfas9xsfsq/?of=copy-08edd9057d
В каких случаях УО может начислять плату за обслуживание лифта отдельной строкой
УО может включить расходы на содержание лифтов отдельной строкой, если они не входят в ставку на содержание и ремонт общего имущества МКД.
В Госжилинспекцию поступило обращение собственников МКД, которые жаловались на дополнительные услуги в квитанции. В ходе проверки надзорный орган установил, что УО начисляла плату за содержание лифта отдельной строкой. ГЖИ выдала УО предписание провести перерасчет платы.
УО с решение инспекции не согласилась, и направила в суд жалобу. Суд первой инстанции жалобу УО не удовлетворил, указав, что начислять плату отдельной строкой нельзя.
Однако, апелляционная и кассационная инстанции решение первой инстанции отменили. Суды установили, что ставку на содержание общего имущество утвердили собственники на общем собрание, и расходы на содержание лифтов в нее не входили. Таким образом, УО имеет право начислять плату за обслуживание лифтов отдельной строкой (постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 19.04.2021 по делу № А03 – 4333/2020).
© Материал из Справочной системы «Управление многоквартирным домом».
Подробнее: https://vip.1umd.ru/#/document/184/60640/bssPhr2/?of=copy-f8cce9e0fd

Чек-лист: 26 признаков того, что собственник делает незаконную перепланировку
На перепланировку помещения в МКД собственник должен получить согласование, а по окончании работ приемочная комиссия составит акт о завершенной перепланировке (ст. 26, 28 ЖК). На практике не все собственники соблюдают правила.

В справочнике мы назвали 26 действий, которые не допускаются при производстве работ по переустройству и (или) перепланировке. Эти правила сформулированы в подпунктах пункта 10 постановления правительства Москвы от 25.10.2011 № 508-ПП. Однако такие критерии применимы и в других субъектах РФ. Заметили перечисленные действия — обращайтесь в ГЖИ.

  1. Ухудшение условий эксплуатации дома и проживания граждан, в том числе затруднение доступа к инженерным коммуникациям, отключающим устройствам, и другие мероприятия (работы), вызывающие ухудшение условий эксплуатации МКД и проживания граждан.
  2. Переустройство помещений или смежных с ними помещений, при котором они могут быть отнесены к категории непригодных для проживания.
  3. Нарушение прочности, устойчивости несущих конструкций здания, при котором может произойти их разрушение.
  4. Установление отключающих или регулирующих устройств на общедомовых инженерных сетях, если пользование ими может оказывать влияние на потребление ресурсов в смежных помещениях.
  5. Ликвидация, уменьшение сечения каналов естественной вентиляции, демонтаж вентиляционных и технических коробов.
  6. Увеличение нагрузки на несущие конструкции сверх допустимых по проекту (расчету по несущей способности, по деформациям) при устройстве стяжек в полах, замене перегородок из легких материалов на перегородки из тяжелых материалов, размещении дополнительного оборудования в помещениях квартир.
  7. Перенос радиаторов отопления, подключенных к общедомовой системе горячего водоснабжения или центрального отопления, на лоджии, балконы и веранды.
  8. Устройство полов с подогревом от общедомовых систем горячего водоснабжения или отопления.
  9. Нарушение требований строительных, санитарно-гигиенических, эксплуатационных норм и правил пожарной безопасности для МКД.
  10. Устройство проемов, вырубка ниш, пробивка отверстий в стенах-пилонах, стенах-диафрагмах и колоннах (стойках, столбах), а также в местах расположения связей между сборными элементами.
  11. Устройство штраб в горизонтальных швах и под внутренними стеновыми панелями, а также в стеновых панелях и плитах перекрытий под размещение электропроводки, разводки трубопроводов в МКД типовых серий.
  12. Перевод технических подполий в подвалы.
  13. Устройство лоджий и террас на вторых и выше этажах.
  14. Переустройство или перепланировка чердака, технического этажа, относящихся к общему имуществу собственников помещений МКД.
  15. Работы по переустройству или перепланировке в домах, признанных аварийными.
  16. Устройство проемов между жилыми комнатами и газифицированными кухнями без плотно закрывающейся двери.
  17. Объединение газифицированного помещения с жилой комнатой.
  18. Устройство наружного тамбура и витрин за пределами стен в МКД.
  19. Объединение лоджий, балконов, террас, веранд с внутренними помещениями.
  20. Создание, ликвидация, изменение формы оконных и дверных проемов во внешних ограждающих конструкциях (стенах, крышах) — с ослаблением несущей способности элементов конструкций МКД.
  21. Возведение навесов в пределах существующих границ террасы на кровлях МКД, предусматривающее увеличение высоты здания, создание помещения, оснащение отоплением, инженерным и санитарно-техническим оборудованием, с надстройкой стен, в том числе наружных.
  22. Устройство на главном фасаде МКД вентиляционных коробов.
  23. Изменение габаритов жилых и нежилых помещений, затрагивающее внешний облик МКД, путем устройства мансардных и слуховых окон, изменения уклонов крыши и высоты конька.
  24. Устройство более одной антресоли на площади помещения, в котором она сооружается.
  25. Устройство на антресолях ванных комнат, душевых, санузлов, кухонь.
  26. Установка санитарно-технического оборудования, газовых или электрических плит на площади антресоли.

Можно ли взыскать долг нанимателя за ЖКУ с собственника этого помещения
Нет, нельзя. Взыскивайте долг с нанимателя. Наниматель жилого помещения по договору социального найма обязан своевременно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность нанимателя возникает с момента заключения договора. Такое правило предусмотрено пунктом 5 части 3 статьи 67, пунктом 3 части 2 статьи 153 ЖК, статьей 678 ГК.

Закон не обязывает собственника помещения возмещать управляющей МКД организации задолженность нанимателя за ЖКУ. Органы госвласти и местного самоуправления несут расходы на содержание жилого помещения и КУ до заселения помещений (ч. 3 ст. 153 ЖК). Аналогичные выводы сделал Арбитражный суд Северо-Западного округа в постановлении от 15.02.2017 № Ф07-8/2017 по делу № А26-9156/2015.

© Материал из Справочной системы «Управление многоквартирным домом».
Подробнее: https://vip.1umd.ru/#/document/86/264047/bssPhr12/?of=copy-5885343517

Регламентирован порядок выявления правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости
В кадастр недвижимости в числе прочего вносятся сведения об указанных в документе, на основании которого в ЕГРН внесены сведения о ранее учтенном объекте недвижимости, вещных правах на данный объект недвижимости, а также о выявленном правообладателе данного объекта в случае, если правоустанавливающие документы или документы, удостоверяющие права на данный объект, были оформлены до 31 января 1998 года и указанные права не были зарегистрированы в ЕГРН.

Государственная регистрация прав на объекты недвижимости, возникших до 31 января 1998 года, также является обязательной при внесении сведений о таких объектах как о ранее учтенных в ЕГРН в случае, если с заявлением о внесении сведений о соответствующем объекте как о ранее учтенном обратился правообладатель. В указанном случае заявление о государственной регистрации прав подается одновременно с заявлением о внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости.

Органы исполнительной власти городов федерального значения и органы местного самоуправления проводят на территориях соответствующих городов и муниципальных образований мероприятия по выявлению правообладателей объектов недвижимости, которые считаются ранее учтенными объектами недвижимости или сведения о которых могут быть внесены в ЕГРН по правилам, предусмотренным для внесения сведений о ранее учтенных объектах недвижимости.

Также указанные органы проводят мероприятия по обеспечению внесения в ЕГРН сведений о правообладателях ранее учтенных объектов недвижимости в случае, если правоустанавливающие документы или документы, удостоверяющие права на ранее учтенные объекты были оформлены до 31 января 1998 года и права на такие объекты не зарегистрированы в ЕГРН.

Сведения о подлежащих выявлению о правообладателях ранее учтенных объектов недвижимости, в том числе документы, подтверждающие права на ранее учтенные объекты недвижимости, могут быть представлены в уполномоченные органы правообладателями (их уполномоченными представителями) либо иными лицами, права и законные интересы которых могут быть затронуты в связи с выявлением правообладателей.

После проведения мероприятий по выявлению правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости уполномоченные органы подготавливают проект решения о выявлении правообладателя ранее учтенного объекта недвижимости.

Лицо, выявленное в качестве правообладателя ранее учтенного объекта недвижимости, либо иное заинтересованное лицо вправе представить в письменной форме или в форме электронного документа (электронного образа документа) возражения относительно сведений о правообладателе ранее учтенного объекта недвижимости.

Корреспондирующие изменения внесены в отдельные законодательные акты.

(Федеральный закон от 30.12.2020 N 518-ФЗ; Письмо Росреестра от 31.12.2020 N 01-11497-ГЕ/20)

Собственники объектов недвижимости разыскиваются в Нижегородской области 23.04.2021

В конце 2020 года был принят Федеральный закон № 518-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», направленный на выявление правообладателей ранее учтенного недвижимого имущества. Документ наделяет органы исполнительной власти субъектов и местного самоуправления полномочиями по установлению собственников квартир, зданий и земельных участков с целью внесения сведений в ЕГРН.

Какие последствия ожидают владельцев недвижимости и что делать тем, кто не хочет признавать свое право на жилье или землю? Об этом корреспонденту GiperNN рассказала руководитель Управления Росреестра по Нижегородской области Наталья Корионова.

Наталья Евгеньевна, чем обусловлена необходимость принятия Федерального закона № 518-ФЗ и для чего нужно выявлять правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости?

В России существует большое количество объектов недвижимости, права на которые не зарегистрированы. Здание, помещение или земельный участок может годами стоять на кадастровом учете, но государству ничего не известно о его собственнике. Поскольку правообладатель не установлен, бюджет недополучает доходы по налогам.

Еще один нюанс, который следует принимать во внимание: самовольно построенные объекты могут представлять опасность для жизни и здоровья неограниченного круга лиц, если были возведены с нарушениями. Нередко строительство ведется на земельных участках, которые вообще не предназначены для этих целей, на территории памятников природы, в водоохранной зоне и так далее. Фактические владельцы недвижимого имущества, в свою очередь, не могут им распорядиться — продать, подарить или завещать. Чтобы навести порядок в стране, понимать, сколько таких объектов и кому они принадлежат, и был принят данный закон.

Как появляются объекты с неустановленными правообладателями? Сколько их в Нижегородской области?

Еще до принятия закона мы подсчитали поставленные на кадастровый учет объекты, правообладателей которых необходимо установить. По состоянию на 1 июля 2020 года их насчитывалось 1 миллион 65 тысяч. Но к 1 апреля 2021 года данный показатель сократился до 775 тысяч. Это говорит о том, что люди сами регистрируют права на недвижимое имущество. Некоторые стоящие на учете объекты уже не существуют — сгорели, например, или были снесены. И их владельцы не всегда понимают, что в таких случаях нужно заниматься вопросом снятия с учета.

По нашим данным, в Нижегородской области правообладатели не установлены у 446 объектов незавершенного строительства, 6973 сооружений, 213 894 зданий, 253 154 жилых и нежилых помещений, 306 496 земельных участков.

Почему граждане не регистрируют права на недвижимость в добровольном порядке?

Причины могут быть разными. Кто-то начал собирать пакет документов, но ему не хватило какой-то справки или выписки, и он решил отложить этот вопрос на неопределенный срок. Кто-то свое решение не становиться собственником аргументирует тем, что в законе не установлены сроки, в течение которых необходимо оформить права. Если человек не собирается продавать или иным способом отчуждать имущество в ближайшем будущем, он может не торопиться с посещением регистрационных органов.

Вопрос экономии до недавних пор также играл свою роль: до 2021 года за регистрацию ранее возникшего права гражданам нужно было заплатить 2 тысячи рублей. Внесенные в Налоговый кодекс РФ поправки отменили госпошлину, и теперь закрепить статус собственника и получить соответствующие привилегии можно совершенно бесплатно.

С земельными участками и недостроями ситуация ясна, но откуда берутся квартиры и здания, не имеющие собственников по документам?

Говоря о зданиях, правообладатели которых не установлены, можно привести в пример магазины. В Нижегородской области много строений, используемых для продажи товаров. Они работают по двадцать лет у всех на виду, но к правовому статусу этих объектов не проявляют интереса. Большая часть таких зданий была построена до 2000 года, когда их владельцам было проще подключиться к электроэнергии, получить лицензию на торговлю и организовать предпринимательскую деятельность в целом. Раньше муниципалитеты никак не могли повлиять на владельцев такой недвижимости, но с 29 июня 2021 года, когда новый закон вступит в силу, они смогут взять решение проблемы в свои руки.

Квартиры, права на которые не зарегистрированы, в большинстве случаев приобретались в инвестиционных целях. Человек купил помещение в новостройке, вложил деньги, возможно, сдал его арендатору. Много тех, кто инвестировал в жилье в другом регионе, или сам живет за границей, поэтому квартиры и не были внесены в ЕГРН.

Что представляет собой процедура выявления правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости?

Работа по выявлению правообладателей строится на межведомственном взаимодействии. Мы работаем с Нижтехинвентаризацией, Пенсионным фондом, нотариусами, региональным правительством, проверяя архивы и анализируя документы. Правообладателю не придется ходить по инстанциям и собирать справки: это работа госорганов и муниципалитета.

Как человек узнает, что он признан правообладателем того или иного объекта? Власти должны как-то оповестить об этом?

Установивший правообладателя недвижимого имущества муниципалитет самостоятельно подает документы на регистрацию права, и с момента внесения соответствующих сведений в ЕГРН гражданин признается собственником объекта. Но сначала муниципальные власти направляют ему проект решения, которое он может оспорить. В течение 30 дней с момента получения этого уведомления потенциальный правообладатель может обратиться в муниципалитет с возражением и сообщить, что не имеет документов на данный объект или не пользуется им, недвижимость ранее была отчуждена и так далее.

Если установивший правообладателя орган не получит возражений в предусмотренные законом сроки, тогда сведения о нем будут внесены в госреестр, в противном случае — он будет работать с этим заявителем в индивидуальном порядке. Конечно, попробовать оспорить статус собственника можно и после внесения записи в ЕГРН. Но тогда гражданину придется идти в суд.

Что изменится в правовом статусе объекта после выявления правообладателя? Какие последствия ожидают самих правообладателей?

Статус собственника, как я уже говорила, позволяет распоряжаться недвижимым имуществом по своему усмотрению — продавать, обменивать, завещать, использовать в качестве залога и так далее. Сейчас процедура госрегистрации стала еще проще — не нужно вызывать кадастрового инженера, ведь объект уже стоит на учете, и все его технические характеристики хорошо известны. Вам нужно просто взять свой паспорт и правоустанавливающий документ на недвижимость и обратиться в МФЦ по месту жительства, работы или даже отдыха: не нужно ехать туда, где находится ваша квартира или участок.

Когда вы регистрируете право в плановом режиме, то можете дарить или выставлять на продажу объект, как только возникнет такая необходимость. На практике бывает так, что к нам обращаются наследники с документами на недвижимость, права на которые не были зарегистрированы при жизни наследодателя. И им приходится подавать иск в суд о признании права на этот объект и, соответственно, включении имущества в наследственную массу. Чтобы грамотно составить иск, многие идут к юристам, что влечет за собой дополнительные расходы — 3–5 тысяч рублей только за составление заявления, судебное представительство обойдется еще дороже. И не забываем про уплату госпошлины. Этих трат можно было бы избежать, зарегистрировав права своевременно.

Какой экономический эффект ожидается от применения нового закона в Нижегородской области?

Экономический эффект будет хорошим, но называть какие-либо цифры пока преждевременно. Налоговый кодекс, как мы помним, освобождает определенные категории лиц от взносов, какой-то метраж вообще не облагается налогом. Так, за 17-метровую квартиру-студию платить не придется, так как налог взимается с жилья площадью от 20 кв.м.

В любом случае с вступлением закона 29 июня 2021 года в силу доходы бюджета вырастут. Эти средства будут распределены на реализацию социальных проектов, в том числе строительство школ, детских садов и больниц.

Почему владельцам поставленной на кадастровый учет недвижимости стоит зарегистрировать права, не дожидаясь вступления нового закона в силу?

К тому, что было сказано ранее, могут добавить еще один весомый аргумент. В Нижнем Новгороде ведется активная подготовка к 800-летию, подразумевающая благоустройство общественных пространств. К тому же и в городе, и в области, планируется строительство дорог и жилых кварталов. Для решения этих задач государство может изымать принадлежащую частным лицам недвижимость. Это коснется, например, владельцев квартир в 22 домах на улице Бекетова, где будет возведен новый жилой комплекс. Ведется работа и по строительству трассы М-12, не за горами создание дублера проспекта Гагарина, в перспективе — продление линий метрополитена. Федерация закладывает средства на компенсацию за изымаемые объекты, но деньги получат только правообладатели. Если нет собственника, некому и возмещать убытки. Право собственности защищено Конституцией, поэтому его регистрация играет для владельца недвижимости столь важную роль.

При использовании материалов ссылка на www.gipernn.ru обязательна.

Автор Ирина Костикова

Постановление Правительства РФ от 10 апреля 2021 г. N 575 «О принятии публично-правовой компанией «Фонд защиты прав граждан — участников долевого строительства» решений о финансировании мероприятий, предусмотренных частью 2 статьи 13.1 Федерального закона «О публично-правовой компании по защите прав граждан — участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Расширены возможности Фонда защиты прав дольщиков по завершению строительства проблемных домов и выплате возмещения обманутым гражданам.
Правительство определило условия, при которых Фонд защиты прав дольщиков вправе финансировать мероприятия по восстановлению прав дольщиков, если прежний застройщик не являлся юрлицом, не имел прав на земельный участок или разрешения на строительство. Данные условия должны соблюдаться одновременно:
— на недострой имеется положительное заключение экспертизы проектной документации;
— недострой находится на участке, на котором допускается строительство;
— объём строительных работ выполнен не менее чем на 50%;
— в отношении застройщика введена процедура банкротства;
— имеются действующие технические условия на подключение дома к инженерным сетям;
— в региональном бюджете есть средства на софинансирование строительства;
— на недостроенный дом и земельный участок не наложен арест;
— соблюдены ограничения для строительства в зонах с особыми условиями использования территорий.

Приказ Министерства просвещения РФ от 22 марта 2021 г. N 113 «Об особенностях заполнения и выдачи аттестатов о среднем общем образовании в 2021 году»

В этом году действует особый порядок выдачи школьных аттестатов.
В 2021 г. аттестаты о среднем общем образовании будут заполняться и выдаваться с учетом особенностей, установленных Минпросвещения.
Тем, кто не планирует поступать в вуз, для получения аттестата нужно сдать ГВЭ по русскому языку и математике на отметку не ниже удовлетворительной (3 балла). При этом для лиц с ОВЗ и инвалидов достаточно удовлетворительной оценки только по русскому языку. Желающим получить высшее образование аттестат выдадут при условии сдачи ЕГЭ по русскому языку (количество набранных по нему баллов должно быть не ниже минимального).
Указаны условия получения аттестата с отличием.
Можно будет запросить скан-копию аттестата, попросить направить его по почте. Оригиналы будут хранить в личных делах выпускников до востребования.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 9 апреля 2021 г. Регистрационный N 63045.

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 9 апреля 2021 г. N 12 «О внесении изменений в постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18.03.2020 N 7 «Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-2019»

Все возвращающиеся в страну граждане России должны в течение 3 дней сдать тест на COVID-19.
Теперь все возвращающиеся в страну граждане России (а не только прибывающие воздушным транспортом) должны в течение 3 дней со дня прибытия сдать тест на COVID-19 методом ПЦР и разместить его результаты на Едином портале госуслуг. До прибытия необходимо заполнить анкету для прохождения санитарно-карантинного контроля в пункте пропуска, а до получения результата теста на COVID-19 следует соблюдать режим изоляции по месту жительства (пребывания).
При ухудшении состояния здоровья в течение 14 дней после прибытия нужно немедленно обратиться за медпомощью, не посещая при этом медицинские организации.
Не требуется сдавать тест на COVID-19 членам экипажей самолетов, морских и речных судов, поездных и локомотивных бригад международного ж/д сообщения, водителям автомобилей международного автомобильного сообщения.
Граждане государств — членов ЕАЭС, въезжающие в Россию из Армении, Белоруссии и Киргизии через определенные воздушные пункты пропуска, подтверждают отрицательный результат теста на COVID-19 методом ПЦР с помощью мобильного приложения «Путешествую без COVID-19».
Постановление вступает в силу со следующего дня после его официального опубликования.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 14 апреля 2021 г. Регистрационный N 63125.

Информация Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 14 апреля 2021 г. «О новых правилах для прибывающих на территорию Российской Федерации»

С 15 апреля сдавать тест на коронавирус при возвращении в страну должны все россияне.
Роспотребнадзор сообщает, что с 15 апреля 2021 г. всем гражданам России, прибывающим в нашу страну любым видом транспорта, необходимо:
— заполнить до прибытия на Едином портале госуслуг анкету прибывающего для прохождения санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через госграницу;
— в течение 3 календарных дней после прибытия сдать тест на COVID-19 методом ПЦР и разместить его результаты на портале;
— до получения результатов теста соблюдать режим изоляции по месту жительства (пребывания).
Ранее названные обязанности касались только прибывающих воздушным транспортом.
Кроме того, граждане государств — членов ЕАЭС, въезжающие в Россию из Армении, Белоруссии и Киргизии через воздушные пункты пропуска, подтверждают отрицательный результат теста на COVID-19 методом ПЦР с помощью мобильного приложения «Путешествую без COVID-19».

Информация Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 13 апреля 2021 г. «Об угрозе безопасности жизни и здоровья потребителей туристских услуг, выезжающих на территорию либо находящихся на территории Турецкой Республики»

Граждане, купившие путевку в Турцию, вправе потребовать расторжения или изменения договора.
С 15 апреля по 1 июня 2021 г. Россия прекратила авиасообщение с Турцией и Танзанией. Причина — неблагоприятная эпидобстановка по коронавирусу (согласно данным Оксфордского университета 11 апреля в Турции выявили 51,7 тыс. случаев заражения — это ровно в четыре раза больше, чем было месяц назад).
Роспотребнадзор обращает внимание, что турист вправе потребовать расторжения договора о реализации турпродукта или его изменения. В этом случае при расторжении договора до начала путешествия туристу возвращается денежная сумма, равная общей цене турпродукта, а после начала путешествия — ее часть в размере, пропорциональном стоимости не оказанных туристу услуг.
Территориальные органы Роспотребнадзора консультируют потребителей туристских услуг и оказывают им содействие в подготовке претензий и исковых заявлений в случае нарушения прав потребителей. В Единый консультационный центр Роспотребнадзора можно обратиться по телефону 8-800-555-49-43 (звонок бесплатный).