Библиотека законодательства от 20 апреля 2021 года

Постановление Конституционного Суда РФ от 19 апреля 2021 г. N 14-П «По делу о проверке конституционности пункта 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 7 статьи 10 Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», а также абзаца двадцать второго части 1 статьи 2, пункта 25 части 1 статьи 16 и пункта 3 части 2 статьи 45.1 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в связи с жалобами граждан Г.С. Дадашова, И.Н. Касимова и других»

Муниципалитеты не должны лишать жильцов многоквартирных домов нестационарных торговых объектов шаговой доступности.

Предприниматели и собственники жилья в отдельных муниципалитетах не согласны с запретом на размещение нестационарных торговых объектов (НТО) на придомовых территориях многоквартирных домов.

Конституционный Суд РФ проверил законодательные нормы о совершении собственником действий в отношении его имущества, об установлении муниципалитетом правил благоустройства территории, о размещении и использовании НТО в здании, строении, сооружении или на земельном участке, находящихся в частной собственности. Заявители считают, что эти нормы позволяют вводить вышеуказанный запрет.

Правила благоустройства территории должны быть справедливыми, разумными, соразмерными, допускать ограничения прав и свобод только на федеральном уровне и не иметь обратной силы.

Ранее Конституционный Суд определил, что муниципалитеты не могут устанавливать в правилах благоустройства территории абсолютный запрет на размещение НТО на земельных участках, относящихся к придомовой территории, если собственники участков согласны на размещение таких объектов, соблюдено федеральное законодательство. Ранее действовал запрет размещать НТО на территории дворов, который отменен в рамках «регуляторной гильотины». Однако суд установил, что понятия «внутридворовая территория» и «придомовая территория» не идентичны.

Нужно учитывать, сформирован ли надлежащим образом земельный участок. Вводимые муниципалитетами требования к размещению НТО на придомовой территории должны быть дифференцированными, учитывать интересы собственников помещений в доме, предпринимателей и местного сообщества в целом.

Действующие законодательные нормы признаны конституционными. В правилах благоустройства территории не должна полностью исключаться возможность для собственников образованных и поставленных на кадастровый учет земельных участков принять решение о размещении на них НТО, если не нарушаются федеральные нормы. Могут предусматриваться требования к удаленности таких объектов от зданий и сооружений, к сочетанию объектов с иными элементами благоустройства, к внешнему облику и техническим (конструктивным) особенностям. Нельзя вводить положения, которые могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

В течение года муниципалитеты должны актуализировать правила благоустройства территории. Акты в действующей редакции можно применять в части, не противоречащей иным положениям законодательства.
Постановление вступает в силу со дня опубликования.

УО и РСО будут жаловаться в Прокуратуру по новому регламенту

Управляющие МКД организации и РСО смогут подавать жалобы в органы прокуратуры в упрощенном порядке через новый сервис. На сайте Генпрокуратуры опубликовали новый регламент, по которому надзорный орган будет рассматривать жалобы организаций.

Генпрокуратура России опубликовала на своем сайте Приказ от 12.04.2021 № 188. Теперь организации смогут подать жалобу через «Прямую линию для предпринимателей», через портал прокуратуры. Однако требования к рассмотрению таких обращений будут более строгими. Такие сообщения должны содержать сведения о нарушении прав субъектов предпринимательской деятельности, иначе их будут рассматривать как обычные жалобы.

Источник: Прокуратура.

© Материал из Справочной системы «Управление многоквартирным домом».
Подробнее: https://vip.1umd.ru/#/document/184/60512/dfasz6eqln/?of=copy-bd7e4c0306

Сенатор предложил запретить проводить повторное ОСС до решения суда

Глава экономического комитета СФ РФ Андрей Кутепов предложил главе Минстроя РФ законодательно закрепить запрет проведения в доме общего собрания собственников по вопросам управления им, если ранее уже было проведено ОСС по этому поводу и его протокол оспаривается в суде.

Также сенатор предложил ведомству вернуться к законопроекту о хранении техдокументации на дом в ГИС ЖКХ.

Андрей Кутепов считает необходимым внести в ЖК РФ запрет на повторное ОСС, поскольку нередки ситуации, когда собственники на собрании создали ТСЖ или выбрали новую управляющую организацию, а предыдущая пытается оспорить это решение в суде. Тогда обе УО могут начать выставлять квитанции, а инициативные жители – проводить новые собрания для смены способа управления домом.

Пока суд рассматривает иск по оспариванию протокола ОСС, управляющая организация и собственники организуют новые собрания по выбору способа управления домом или УО. В итоге, когда суд вынесет решение, будет существовать несколько протоколов ОСС по одному и тому же вопросу, с разным итогом.

Чтобы таких ситуаций не возникало, сенатор в письме на имя главы Минстроя РФ предложил запретить проведение ОСС по вопросу управления домом в период, пока в суде оспаривается протокол схожего, ранее проведённого собрания.

Также Андрей Кутепов напомнил ведомству о законопроекте, который бы ввёл обязательность управляющих домами размещать в ГИС ЖКХ техническую документацию на многоквартирный дом. Соответствующие поправки в НПА помогли бы решить проблемы передачи документов на МКД при смене компании или способа управления домом.

В 2020 году Минстрой РФ уже подготовил такое предложение, но с середины года проект постановления находится на этапе обсуждений и антикоррупционной экспертизы.

https://zen.yandex.ru/media/id/5a5864e93dceb7ffefabddd3/senator-predlojil-zapretit-provodit-povtornoe-oss-do-resheniia-suda-6073ed0f7257160495b79d29

Количество голосов для принятия решений по капитальному ремонту

Решение о выборе способа формирования фонда капитального ремонта общего имущества в МКД принимается общим собранием собственников помещений в МКД. В зависимости от выбранного способа собственники должны определиться по кругу вопросу, установленных ч. 4 ст. 170 ЖК РФ, ч. 3.1 ст. 175 ЖК РФ.

Если решение о формировании фонда на специальном счете принимается более чем 50% голосов от общего числа голосов собственников помещений в МКД, то для решения вопроса о проведении капитального ремонта необходимо уже большинство не менее 2/3 голосов от общего числа голосов собственников помещений в МКД. Это следует из положений ч. 1 ст. 46 ЖК РФ.

Недостаток голосов по тому или иному вопросу может привести к недействительности решений, принятых на собрании.

Данная таблица поможет сориентироваться, каким количеством голосов принять решение по конкретному вопросу, относящемуся к финансированию или проведению капитального ремонта.

Выбор или изменение способа формирования фонда капремонта на спецсчете

Размещение на специальном депозите временно свободных средств фонда капремонта, когда он формируется на спецсчете

Выбор или изменение способа формирования фонда капремонта на счете регоператора

Получение кредита или займа на капремонт

Проведение капремонта

Вопрос повестки дня Необходимое количество голосов для принятия решения Нормативное обоснование
Выбор или изменение способа формирования фонда капремонта на спецсчете
Выбор или изменение способа формирования фонда более чем 50% голосов от общего числа голосов собственников помещений в МКД п. 1.1 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ, ч. 1 ст. 46 ЖК РФ
Выбор владельца спецсчета более чем 50% голосов от общего числа голосов собственников помещений в МКД п. 1.1 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ, ч. 1 ст. 46 ЖК РФ
Выбор кредитной организации для открытия спецсчета большинство голосов от общего числа голосов, принимающих участие в данном собрании собственников п. 5 ч. 4 ст. 170 ЖК РФ, ч. 1 ст. 46 ЖК РФ
Определение размера взноса на капремонт равный минимальному — большинство голосов от общего числа голосов, принимающих участие в данном собрании собственников п. 1 ч. 4 ст. 170 ЖК РФ, ч. 1 ст. 46 ЖК РФ
превышающий над минимальным — большинство не менее 2/3 голосов от общего числа голосов собственников помещений в МКД п. 1.1-1 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ, ч. 1 ст. 46 ЖК РФ
Утверждение размера фонда капремонта в размере больше, чем установленный минимальный* большинство не менее 2/3 голосов от общего числа голосов собственников помещений в МКД п. 1.1-1 ч. 2 ст. 44, ч. 1 ст. 46 ЖК РФ
Выбор лица, уполномоченного на представление платежных документов большинство голосов от общего числа голосов, принимающих участие в данном собрании собственников ч. 3.1 ст. 175 ЖК РФ, ч. 1 ст. 46 ЖК РФ
Определение порядка представления платежных документов
Определение размера расходов на представление платежных документов условий оплаты этих услуг
Размещение на специальном депозите временно свободных средств фонда капремонта, когда он формируется на спецсчете
Размещение временно свободных средств фонда капитального ремонта на специальном депозите большинство не менее 2/3 голосов от общего числа голосов собственников помещений в МКД п. 1.1-1 ч. 2 ст. 44, ч. 1 ст. 46 ЖК РФ
Решение иных вопросов, связанных с заключением договора специального депозита большинство голосов от общего числа голосов, принимающих участие в данном собрании собственников ст. 175.1, ч. 1 ст. 46 ЖК РФ
Выбор или изменение способа формирования фонда капремонта на счете регоператора
Выбор или изменение способа формирования фонда более чем 50% голосов от общего числа голосов собственников помещений в МКД п. 1.1 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ, ч. 1 ст. 46 ЖК РФ
Получение кредита или займа на капремонт
Получение ТСЖ, ЖСК, СПК, УО, собственниками помещений в МКД (при непосредственном способе управления) кредита или займа на капремонт; большинство не менее 2/3 голосов от общего числа голосов собственников помещений в МКД п. 1.2 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ, ч. 1 ст. 46 ЖК РФ
Определение существенных условий кредитного договора или договора займа
Получение ТСЖ, ЖСК, СПК, УО, собственниками помещений в МКД гарантии, поручительства по кредиту или займу и утверждение условий их получения
Погашение кредита или займа и уплате процентов за счет средств фонда капремонта
Оплата расходов на получение гарантии, поручительства за счет фонда капремонта
Проведение капремонта
Решение о проведении капремонта большинство не менее 2/3 голосов от общего числа голосов собственников помещений в МКД п. 1 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ, ч. 1 ст. 46 ЖК РФ
Утверждение перечня услуг и работ** п. 1 ч. 5, п. 1 ч. 5.1 ст. 189 ЖК РФ, ч. 1 ст. 46 ЖК РФ
Утверждение предельно допустимой стоимости услуг и работ по капремонту п. 2 ч. 5, п. 2 ч. 5.1 ст. 189 ЖК РФ, ч. 1 ст. 46 ЖК РФ
Утверждение сроков проведения*** п. 3 ч. 5.1 ст. 189, ч. 1 ст. 46 ЖК РФ
Определение источника финансирования п. 1 ч. 2 ст. 44, ч. 1 ст. 46, п. 4 ч. 5.1 ст. 189 ЖК РФ
Определение лица, уполномоченного участвовать в приемке оказанных услуг и выполненных работ по капремонту, в том числе подписывать соответствующие акты п. 3 ч. 5, п. 5 ч. 5.1 ст. 189, ч. 1 ст. 46 ЖК РФ

* Если законом субъекта РФ установлен минимальный размер фонда капремонта в отношении МКД, собственники помещений в которых формируют фонд капремонта на спецсчете (ч. 8 ст. 170 ЖК РФ).

** Если собственниками помещений в МКД принято решение об определении размера ежемесячного взноса на капитальный ремонт в размере минимального размера взноса, установленного нормативным правовым актом субъекта РФ, перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту и сроки проведения капитального ремонта общего имущества в таком доме определяются в соответствии с региональной программой капитального ремонта (ч. 4.1 ст. 170 ЖК РФ).

*** Собственники помещений в МКД вправе принять решение о проведении капитального ремонта в более ранние сроки, чем установлено региональной программой, если на дату принятия данного решения средств на специальном счете достаточно для финансирования капитального ремонта или выбраны иные способы его финансирования (ч. 4.1 ст. 170 ЖК РФ).